×
проекты
  • Satka Street Art Fest
    Международный Фестиваль уличного искусства

"Satka Street Art Fest" - международный Фестиваль уличного искусства, основанный в 2017 г. Фондом поддержки и сохранения культурных инициатив "Собрание", Группой Магнезит и Администрацией Саткинского района. 

Город стал галереей под открытым небом, где полотна — это фасады домов, а собрание охватывает работы самых востребованных мировых художников. Сатку действительно можно назвать центром международного стрит-арта — в прошлом году здесь работали художники из России, Швейцарии, Италии, а в этом — из России, Германии, Голландии, Испании, Италии и ЮАР. Художники из разных стран делятся с жителями частью своей культуры, своего видения мира. А горожане становятся зрителями и участниками этого красочного визуального путешествия. 

 

 

2017

В Сатке (Челябинская область) завершился первый международный Фестиваль уличного искусства «Satka Street Art Fest». Это событие поддержали Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» и Итальянский институт культуры в Москве. Фестиваль показал пример преобразования городской среды, стал катализатором развития творческого потенциала молодежи. Пять произведений настенной живописи, созданных тремя дуэтами художников – российского Aesthetics group, швейцарского Nevercrew и итальянского SOLO & DIAMOND – были торжественно представлены публике 20 июня.

Под прицел мастеров попали фасады самых обыкновенных жилых домов в Западном микрорайоне Сатки. Два ярких абстрактных рисунка, выполненные российской командой художников Петром Герасименко (Petro) и Ильей Блиновым (Slak) из Aesthetics group, объединили природу и индустриальную культуру Сатки. В геометричных композициях, выстроенных в духе классиков российского авангарда, раскрывается идея слияния двух начал, наиболее гармоничные моменты соприкосновения человеческой деятельности, направленной на урбанизацию пространства, и природы с ее необузданной энергией и ранимостью.

Цель, которую преследовали авторы, – это сама живописная суть явлений, которые они наблюдали в Сатке. Тем интереснее то, что многие разглядели в картинах отголоски знаковой для города скульптурной композиции – серпа и молота на фоне пятиконечной звезды.

Граффити итальянцев Флавио Корбонаро (Solo) и Стефано Биаджиотти (Diamоnd) отличает своя техника и стиль. Стефано Биаджиотти создал женский образ в окружении лебедей, объяснив, что на такой художественный замысел его вдохновили замечательные русские мультфильмы, которые несколько лет назад транслировало итальянское телевидение и которые ему очень понравились. Поэтому он посвятил свое произведение сказке «Дикие лебеди». Итальянский куратор проекта, искусствовед Симона Каподимонте находит в изображенном на рисунке женском персонаже отсылки к королеве лебедей из знаменитого «Лебединого озера» Петра Чайковского.

Роспись Флавио Корбонаро изображает космонавта. Художник создал этот образ как дань уважения к важному этапу русской истории – истории освоения космоса. Свой выбор он объяснил еще и тем, что у Сатки, как он полагает, есть особая связь с космосом.

-Обычно я рисую супергероев или персонажей из книг, комиксов. Но на этот раз я выбрал астронавта как дань важной странице в истории России, - говорит Флавио Корбонаро. - Надпись на изображении «Не изменить планету, изменить свой мир» - это послание с глубоким смыслом. В первую очередь, экологическим. Россия – удивительное место, и каков будет мир здесь, зависит от живущих здесь людей.

Nevercrew – дуэт швейцарских художников Christian Rebecchi & Pablo Togni – создал объемный рисунок: огромный, словно живой медведь прислонился к стене девятиэтажного дома. Работа отражает традиционный подход художников к теме связи между человеком и природой, когда природа страдает от последствий воздействия человека, а человек не видит или предпочитает не видеть, что происходит. Образ бурого медведя выбран не случайно: его популяция в России – одна из крупнейших в мире, ему не грозит исчезновение, и он рассматривается авторами как носитель тесной связи с природой. Накрывшая его алая лента означает по замыслу художников призыв к пониманию ответственности за человеческое воздействие на природу.

- Помимо бурого медведя заметное место в композиции занимает красный цвет. Он напоминает предупреждение, сигнал осознания возможной опасности. Проект следует нашему обычному подходу к отношениям между человечеством и природой, где природа, как правило, страдает от последствий политики и привычек человечества, - рассказали авторы проекта.

Еще один рисунок, связанный с темой взаимодействия человека и природы, авторы сделали на объекте инфраструктуры, расположенном вблизи отвалов пустой породы, образованных при добыче магнезитового сырья.

На время фестиваля Сатка стала не только международной художественной творческой мастерской, но и съемочной площадкой. Документальное кино о работе каждой их трех команд снимали студенты Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Руководитель курса студентов - российский кинорежиссер-документалист, заслуженный деятель искусств России Сергей Валентинович Мирошниченко. Три киноновеллы молодые кинематографисты объединят в ленту, премьера которой состоится осенью.

Комментируя итоги фестиваля, глава Саткинского района Александр Глазков отметил: «Организаторы фестиваля – Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», Группа Магнезит и Администрация Саткинского муниципального района – не первый год проводят в городе мероприятия, направленные на «перезагрузку» уличных пространств, их развитие и благоустройство. Благодаря новым проектам, Сатка стала площадкой для успешных экспериментов, новых форматов и идей, которые воплощают не только местные жители, но и профессионалы из России и друих стран. 

Для справки:

Каждый из мастеров, принявших участие в фестивале стрит-арта в Сатке, имеет свой вес в данном виде искусства.

Флавио Соло (Flavio SOLO) родом из Италии. Дизайнерскому сообществу хорошо известно его лондонское сотрудничество с видеопроизводителями The Butchers – эти установки были представлены на международном фестивале электронной музыки Dissonanze в июне 2010 года. На фестивале Get Numb Флавио Соло создавал декорации из главной сцены во время шоу Two Many DJS, и т.д.

Стефано Даймонд (Stefano DIAMOND) — это еще один итальянский гость на фестивале стрит-арта в Сатке. Его опыт в мире граффити развивается: Даймонд пришел к уличному искусству, став одним из лидеров этого исторического города. Работы Даймонда не следуют за клише классического уличного искусства. Методы, которые он использует, необычны.

Художественный дуэт Nevercrew (Швейцария): основатель дуэта – Пабло Тони, а его напарник – Кристиан Ребекки. С 1996 года они работают вместе под брендом NEVERCREW.

За плечами художников — масса проектов, в том числе экспозиция швейцарских граффити Dalla strada в Музее современного искусства в Беллинцоне (CH). Команда также рисовала в тюрьмах Pretoriali в Беллинцоне, экспонировалась между Миланом и Комо (Италия) во время учебы в Академии изящных искусств. В 2013 году дуэт получил звание «Художники года». В 2014 году NEVERCREW реализовали произведения искусства в новых офисах Facebook в Милане и Дублине и участвовали во многих международных проектах и фестивалях искусств (Гамбург, Белград, Каир, Винтертур). Команда вошла в ТОП-100 самых влиятельных художников 2015 года по версии Graffiti Art Magazine.

Российская команда Aesthetics group представлена Петром Герасименко (Petro) и Ильей Блиновым (Slak). Петр Герасименко с 2001 года создает свои настенные рисунки аэрозольной краской. В 2003-м он окончил художественно-кинематографический лицей № 333. В настоящий момент живёт и работает в подмосковном городе Жуковский (Россия).

Илья Блинов тоже имеет приличный стаж в стрит-арте — рисует с 2003 года. Кроме высшего технического образования Илья изучал метрологию, графический дизайн, графические редакторы. По сей день он живёт и работает в подмосковном городе Белоозёрский (Россия).

Ссылки на публикации о фестивале "Satka Street Art Fest". 

http://www.graffitistreet.com/satka-street-art-festival-russia-2017/

http://arte.sky.it/2017/06/festival-street-art-ecologia-satka-russia/

https://www.instagram.com/p/BUvgFuJF9Fc/

https://m.ura.news/news/1052292264

http://graffitiworld.tv/nevercrew-satka-street-art-festival-satka-russia/

http://www.urbanitewebzine.com/2017/06/17/petro-aes-and-ilya-slak-paint-stunning-diptych-in-satka-russia/

http://urbanshit.de/nervercrew-baring-machine-mural-in-satka/

http://www.isupportstreetart.com/solo-diamond-walls-satka-russia/

Фото с официального сайта Nevercrew http://nevercrew.com/baring-machine, официальные фото SOLO и DIAMOND. Фото Сергея Потеряева.

 

2018

С 5 июня по 18 сентября в Сатке проходил Второй международный фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest

Город стал галереей под открытым небом, где полотна — это фасады домов, а собрание охватывает работы самых востребованных мировых художников. Сатку действительно можно назвать центром международного стрит-арта — в прошлом году здесь работали художники из России, Швейцарии, Италии, а в этом — из России, Германии, Голландии, Испании, Италии и ЮАР. Художники из разных стран делятся с жителями частью своей культуры, своего видения мира. А горожане становятся зрителями и участниками этого красочного визуального путешествия. 

Неожиданная красота абстракций

Будучи архитектором по образованию, Алексей Лучко (Luka) стал одним из самых прогрессивных молодых российских художников, начавших свою творческую карьеру с граффити. Уже более десяти лет он рисует на стенах и холстах, создает коллажи, объемные композиции из дерева и других материалов, а также цифровые работы, в которых всегда безошибочно прослеживается его оригинальный стиль. Он как бы деконструирует повседневные образы, собирая затем абстрактных цветных ироничных персонажей. 

Теперь работа Луки стала частью Сатки индустриальной. Первый и самый большой за этот год мурал он нарисовал в июне на фасаде Ангара — бывшего цеха по ремонту БелАЗов, который уже трансформируется в главную арт-площадку города. Вдохновившись брутальным пейзажем старого завода, Лука вписал свой фантасмагоричный коллаж в пространство, добавив ему красочности.

Еще один молодой московский художник — Данила Шмелёв под псевдонимом Shozy — расписал главное здание саткинской Почты. Данила — талантливый создатель анаморфоз. Увидеть в пространстве или на плоскости то, чего нет — это главная способность для мастера 3D-иллюзий. 

Почта — неинтересное, на первый взгляд, серое панельное здание, со множеством окон, прямоугольным декором и вывесками. Но именно «прямоугольность» вдохновила художника на то, чтобы «сломать» эту строгую рутинность и серую формальность и создать иллюзию иных объемов и плоскостей. Используя только оттенки того же серого, Данила полностью поменял визуальную архитектуру двух стен — получился современный футуризм в новом прочтении под названием «Матаморфозы». Теперь глубина и необычные округлые формы, изобилие деталей и новый вид с каждого нового ракурса заставляют каждого по несколько раз возвращать взгляд на эти стены.

Меняя судьбы

Хендрик Байкирх (ECB) — знаменитый художник из Германии, автор самого большого уличного портрета в Азии, рисует гигантские фотореалистичные портреты людей. Черно-белая техника его работ позволяет вычеркнуть все лишнее и оставить только эмоцию. Ему важна история человека, которая отражается во взгляде, мимике, морщинках. В качестве персонажа для своего проекта в Сатке Хендрик выбрал двух ее жительниц — Марию Перфильевну и Арину, прабабушку и внучку. Это первый двойной и при том женский портрет в творчестве художника. В их фотографии его зацепила теплота и тесная связь через поколения.  

Во время работы над муралом «Maria and Arina» на фасаде жилого дома Хендрик собрал много любопытных взглядов. Каждый раз, когда опускалась вышка, его окружала толпа людей и каждый хотел задать вопрос или обсудить работу. И Хендрик всегда отвечал с улыбкой и вниманием. Но главными в его новом окружении были, конечно же, юные саткинцы, школьники. Своей открытостью, добротой и отношением к искусству Хендрик поразил детей. В их жизни произошел переворот. Они терпеливо ждали каждой встречи с ним, дарили подарки, сделанные своми руками, и носили угощения, искали в словарях нужные фразы, чтобы самостоятельно, без помощи организаторов, поговорить с ним. А когда он улетел, один из ребят, Вася Суслов, нашел в развалинах гаражей лист фанеры и нарисовал самолет, на котором Хендрик сидит у окна и «сейчас летит в свою Немецию». Своим творчеством Вася «заразил» своих друзей, и они вместе начали рисовать. Они находили материалы среди обломков и рисовали портрет художника, а затем звезду по имени Хендрик. 

Сегодня на счету этих юных творцов уже больше 20 работ — они фотографируют каждый новый рисунок и вместе с жизнерадостными аудиосообщениями отправляют их Хендрику через организаторов. Художник признается, что очень тронут этой историей. Весной он приедет к ребятам, чтобы провести для них мастер-класс и научить своей технике. 

Теперь дети — постоянные спутники любого объекта. Они прониклись новым видом искусства — стрит-артом. Сегодня они знакомы уже со многими художниками, которые приезжали в Сатку и стараются не пропускать ни одного события.

Погружение в иную культуру

Самым резонансным проектом фестиваля стала роспись на фасаде жилого дома в Западном районе Сатки авторства Рики Ли Гордона (Ricky Lee Gordon) — молодого художника-самоучки из ЮАР. Рики входит в список 200 молодых самых влиятельных людей Южной Африки и по мнению National Geographic один из «11 лучших уличных художников» наряду с Бэнкси. Работа в Сатке — его первый проект в России.

Через свои работы Рики исследует природу двойственности и взаимосвязанности, фиксирует актуальные социальные вопросы и универсальные истины в темных тонах. Основной целью своих работ видит в создании художественного образа, где прослеживается связь человека — художника или местного жителя, и места. Поэтому по пути из аэропорта он понял, что созданный им эскиз не подходит: «Когда я ехал в Сатку на рассвете утром, меня поразил горный пейзаж, лесистые холмы и реки. Мои чувства восхищения природой я захотел привнести в мой рисунок, и поменял эскиз.»

На стене жилого дома теперь живописный сюжет и надпись на двух языках: «Рассвет. Закат. Мы все под одним солнцем». «Я нарисовал силуэт человека как отвлеченный образ каждого, живущего на Земле, а антилопу — как символ африканских просторов. Река и горы — дань великолепной российской природе. Все это символизирует взаимосвязанность природы и человека, человека и человека на всей планете. То, как мы все живем «под одним солнцем». Искусство обладает силой объединять и менять представление о мире. Вот почему я создаю граффити.»

Напоминая о мечте

Три птицы на фоне красно-белого узора-лабиринта смотрят со стен спортзала школы №4. Это работа художника из Испании Пабло Пеллуза (Pablo Pelluz) — первый проект фестиваля на Пролетарской улице — главной улице города. 

 — Мой рисунок — это метафора. Птицы, изображенные мной, не летают. Через них я пытаюсь показать общество. Люди часто несвободны и не могут жить так, как хотят, хотя у них всегда есть «крылья» — возможность реализовать задуманное. И даже внешняя красота не является гарантией счастья и успеха.

Работы Пабло, в основном, представляют собой реалистичный портрет деталей повседневности, которые обычно остаются незамеченными другими. В тонких линиях он отражает хрупких создании: бабочек, птиц, рыб. На фасаде спортзала Пабло нарисовал щурку, зяблика и коноплянку — они занесены в Красную книгу. Рисуя виды, стоящие на грани исчезновения, Пабло напоминает о них, призывает людей задуматься о проблеме вымирания и бережнее относиться к природе и ее хрупкой красоте. 

Рассуждать о красоте через призму искусства, Пабло предложил всем участвовавшим в его мастер-классе на еще одном фасаде школы. Девчонки и мальчишки радостно закрашивали части стены, с особым азартом охотясь за самыми яркими баллончиками. «Искусство обогащает людей. Люди обогащают искусство» — простая и прекрасная истина, которая символизирует этот симбиоз детского влечения ко всему новому и желания художников по всему миру рисовать и делиться своими знаниями и мыслями. Можно сказать, что это и есть цель фестиваля МОЯ САТКА, в рамках которой и проходил второй международный фестиваль Satka Street Art Fest — раскрывать искусство по-новому для людей, чтобы пробудить в них стремление к прекрасному, которое так часто теряется среди проблем и бытовых забот.

Сохраняя внутреннюю красоту

Работы художника из Нидерландов ZEDZ украшают стены по всему миру. Теперь их можно увидеть и на фасадах Сатки. Зедз — один из пионеров европейского граффити: он начал писать на стенах свой псевдоним в конце 1980-х и говорит, что его любовь к типографике и творчество в целом до сих пор тесно связаны с данной субкультурой. В своих работах он стремится сочетать граффити, типографику, архитектурные формы, элементы графического и промышленного дизайна. Он активно экспериментирует с различными материалами и техниками.

Визуальный стиль Зедза очень узнаваем. Его техника — словно вырезанные острым лезвием сетчатые узоры в слоях яркого цвета, которые, накладываясь друг на друга, создают особый рисунок, глубину и темп. На фасады Зедз наносит рисунок при помощи строительного уровня и краски.

Сюжет для двух трансформаторных будок рядом с дворцом культуры «Магнезит» — это результат двух десятилетий абстрактной типографики, которая превратилась в абстрактный визуальный язык. Муралы содержат в себе прямые отсылки к архитектуре объектов и их элементам. Переосмысливая и реконструируя в цвете эти элементы — прямые углы декора, рельеф — художник оставил половину зданий не окрашенными. 50-50. Чтобы оставался виден их подлинный облик, их архитектурная суть и аутентичность, которой так дорожит Зедз. В работе намерено использованы цвета, которые не присущи этому району — синий, оранжевый, желтый, красный — в противовес классическим, пастельным тонам жилых домов и здания ДК.

Это — не единственный проект художника в Сатке. С бокового фасада Ангара на трубы производства и карьер смотрят «охранники завода» — три робота-с-оружием, три граффити из букв «ZEDZ» в корпоративных цветах Группы Магнезит. Это заключительная и самая большая по размеру серия роботов из его личного творческого проекта «Triple trouble». Такие граффити он рисует давно — буквы его псевдонима очень складно составляют модули «тел» роботов. Серия «Trouble» — визуальный рассказ о приключениях художника.

Зедз решил создать роботов сразу после того, как закончил работу на основном объекте. Организаторам осталось только предложить ему подходящую локацию. Будущая арт-площадка города, место для творчества и поиска новых форм и смыслов подходила лучше всего. Именно с граффити Зедза началось визуальное оформление приангарной территории. Он также предложил варианты цветового решения для других объектов на этой территории. Некоторые уже реализованы в этом году.

Ddddddddom

Автором трансформации фасадов школы № 4 стал один из самых востребованных современных художников Агостино Иакурчи (Agostino Iacurci)

Упрощая формы и усиливая контрастность цветов и окружения, Агостино создает монументальные росписи, холсты и инсталляции, которые на первый взгляд могут показаться иллюстрациями из детской книги. Но его лаконичные и ироничные сюжеты не направлены на какую-то определенную группу людей. Через эти работы, населенные причудливыми формами и персонажами, Агостино стремится общаться с каждым зрителем, используя визуальную лексику, элементы которой могут выглядеть очень простыми и плоскими. Но на самом деле — это искусно сконцентрированные повседневные истории, которые мы часто просто не замечаем в бешеном темпе современной жизни.

Два равных фасада — особенный для Агостино проект. Он давно мечтал создать парные росписи. И реализовал свою мечту в Сатке. Композиция прямо повторяет контуры фасадов, отзываясь цветным эхом в глубину зданий. По 7 «домов» на каждой стене — визуальная игра формами и объемами, с яркостью и пространством, построенная на архитектурной идее. «Дома» вложены друг в друга по принципу «матрешки» и задают ритмичный темп взгляду зрителя — D…d…d…d…d…d…d…dom. Цветовой код продиктован стилем и дизайном улицы Пролетарская, на которую выходят оба фасада, а также живописной природой Урала.

Второй объект Агостино — остановочный комплекс. Два фрагмента остановки вдохновили художника создать композицию в своем авторском стиле — традиционный сюжет с силуэтами в контрастных цветах. Теперь здесь два похожих образа — мужчины и женщины, которые будто застыли в момент диалога. Фоном для «диалога» служит внутренняя стена остановки, которую Агостино расписал растительным принтом.

В рамках фестиваля в музее «Магнезит» была представлена выставка работ художников-участников под названием «Город как объект искусства». Затем прошли серия кинопоказов документальных фильмов, созданных во время первого фестиваля Satka Street Art Fest в 2017 году, и встреча с режиссерами. Документальное кино о работе каждого их трех дуэтов художников снимали студенты ВГИК им. С. А. Герасимова. Руководитель мастерской — российский кинорежиссер-документалист, Сергей Валентинович Мирошниченко. Получилось 3 картины, герои которых — художники, жители города, дети — рассуждают об актуальном искусстве и его интерпретациях, о честности и вдохновении, о восприятии мира и самого себя. Премьера картин состоялась в Доме кино в Москве. 

Международный фестиваль МОЯ САТКА в июне этого года выиграл конкурс Фонда президентских грантов. Цель фестиваля — преобразование элементов существующей городской среды в современные и удобные арт-пространства. Два главных направления — создание малых архитектурных форм и преобразование внешнего облика существующих объектов с обращением к уличному искусству — теперь носят названия АРХ-САТКА и АРТ-САТКА. 

Фестиваль проходил при поддержке Группы Магнезит, Фонда Президентских грантов и Администрации Саткинского муниципального района. 

Фото Агостино Иакурчи, Алексея Лучко, Данилы Шмелева, Хендрика Байкирха, Рики Ли Гордона, Александра Андриевича, Сергея Потеряева, Дениса Шакирова, Анны Филипповой. 

2019

В июле-октябре 2019 года Сатка в третий раз принимала Международный фестиваль уличного искусства "Satka Street Art Fest". Российские и зарубежные художники снова превратили город в масштабное арт-пространство и подарили его жителям много ярких произведений. 

Первыми событиями фестиваля стали мероприятия проекта Satka Dreamville, который начался с дружбы всемирно известного художника Хендрика Байкирха и ребят, увлечённых уличным искусством и живописью. Хендрик провел для детей мастер-класс и создал вместе с ними новые работы. На фанерных конструкциях размером 3х4 метра мастер монохромной живописи нарисовал портреты своих юных друзей, а они под каждым из них – свои мечты.

- Меня тронуло, что мальчишки и девчонки, не интересовавшиеся ранее никаким творчеством, вдруг начали рисовать, - пояснил художник. - Впервые работаю с детьми в таком формате, рисую мечты. Обычно мастер-класс проходит спонтанно и быстро. Здесь же история другая, очень душевная.

Результат совместного творчества детей и Хендрика Байкирха два месяца после Дня металлурга украшал площадь ДК «Магнезит», а затем переехал в Ангар (выведенное из промышленного использования здание, ставшее выставочным пространством и средоточием культурных мероприятий). Здесь же можно увидеть плоды труда художников уличной волны из Екатеринбурга, Челябинска, а также юных художников города, их наставников и волонтеров проекта «Яркая Сатка». Галерею на передвижных холстах создали известные художники уличной волны Сергей АкрамовДаниил Danet и Максим Реванш из Екатеринбурга, а также Алексей Батис (Batis) и Тимур Абдуллаев (Brazil) из Челябинска.

В абстракции каждый видит свое, - считает Алексей Батис. - Моя работа навеяна музыкой и темой фестиваля. Я очень много уделяю внимания цветовой гамме, именно в такой давно не рисовал. Здесь помимо того, что формы сами по себе уникальные, плюс цветовое решение необычное – все вместе создает уникальный рисунок.

Арт-тусовку дополнил мастер-класс от Тимура Абдуллаева (Brazil). В итоге огромная бочка превратилась в объемный аквариум, который также обрел свое место на приангарной территории. На этом морская тема не завершилась: Brazil вместе с ассистентом «прокачал» неприметное здание в Западном микрорайоне Сатки. На стене промышленного объекта красуется парочка милых дельфинов, акула с широко разинутой пастью и другие обитатели морских глубин, а в центре композиции расположился водолаз.

Приехал на фестиваль и Данила Шмелев (Shozy), который ранее расписал здание почты. Для него организаторы подготовили особое задание – преобразить внешний вид перехода между зданиями филиала ЮУрГУ. Московский художник не растерялся и украсил скучную стену многочисленными парящими велосипедами. Как выяснилось, Данила – опытный райдер, которому нравится велоспорт. Для выбранного объекта тема велосипедов подошла как нельзя лучше: этот транспорт любит молодежь, он для многих стал символом динамики, движения и, конечно, здорового образа жизни.

Для 3D-техники, в которой я работаю, свет играет важную роль, особенно когда один рисунок делается на нескольких поверхностях. Небольшие коррективы внес и в эту работу. Изменил перспективу, чтобы рисунок хорошо было видно с конкретной точки, - пояснил мастер.

Лучше всего смотреть на новое 3D-граффити Данилы Шмелева со двора здания, рядом со входом в мастерские СПК имени А.К. Савина. Так появляется ощущение, что велосипеды буквально летят через арку.

Новые арт-объекты в рамках Satka Street Art Fest появились благодаря еще одному мастеру – французскому художнику Nebay. Автор вместе с юными помощниками преобразил автобусную остановку «Бакальская». Кирпичную «ракушку» уже не узнать: теперь это взрыв красок, позитива и энергии.

Второй арт-объект от Nebay стал передвижным. Под кисть (а точнее, под баллончик) мастера каллиграфити и масштабных панно попал один из тепловозов железнодорожного цеха департамента внутренней логистики Группы Магнезит. На одной стороне тепловоза художник написал в стиле граффити «Better than kryptonite we have magnezit» («Лучше, чем криптонит – у нас есть магнезит»), а рядом «Paris-Moscow», «united» («Париж-Москва», «союз»).

Еще одно возвращение сезона – приезд в Сатку голландца Рональда ван дер Вута, которого в художественной тусовке знают под именем Zedz. В самобытном стиле мастер в прошлом году расписал две трансформаторные будки. Но недавно появившийся рядом с ними гараж никак не вписывался в общую композицию. В этом сезоне Zedz завершил начатое: на стенах здания появились яркие геометрические всполохи. Теперь на эти инженерные объекты тоже приятно посмотреть.

Затем художник расписал в корпоративных цветах фасад здания департамента по производству плавленого периклаза Группы Магнезит. Этот мурал стал самым большим в Сатке (он занимает площадь более 900 кв.м.) и в итоге придал промышленному пейзажу новое прочтение. Zedz также добавил производственной и городской панораме трех роботов: их можно увидеть на территории Ангара и ЖДЦ, а также неподалеку от здания скорой помощи. «RWG готовится к зиме в Сатке», - написал художник в своем Инстаграме. 

Казалось, вдохновение Саткой для Zedz было неисчерпаемым. Художник любит экспериментировать с разными поверхностями и в качестве «полотна» смело использовал также тепловоз и ворота в ЖДЦ на «Магнезите». Что и говорить: настоящее искусство не имеет границ.

Закрыл в этом сезоне арт-историю с тепловозами российский художник Алексей Лука. Благодаря мастерству Алексея маловыразительные цвета локомотива быстро исчезли. Вместо однотонных цветов появились контрастные всполохи и создающие настроение яркие цветовые пятна. Теперь пройти мимо этого локомотива и не заметить его – невозможно.

Фестиваль уличного искусства снова подарил городу множество арт-объектов. У каждого из них – свое звучание, свой стиль и своя энергетика, которую в полной мере и с восторгом ощущают жители Сатки и гости города.

Фото Дениса Шакирова, Василия Максимова, Анны Филипповой, Фонд "Собрание".

Видео Дениса Шакирова.  

2020

Новая 3D-графика, созданная московским художником Данилой Шмелевым (Shozy) в рамках фестиваля Satka Street Art Fest, это очередной эксперимент райтера в исключительно яркой цветовой гамме. Необычное граффити станет визитной карточкой креативного общественного пространства «Арт-Сатка», которое создается в здании филиала ЮУрГУ.

Не просто яркий - ядрёный и магнетический

Сегодня Данила заканчивает свою работу «Magnétique» (магнетический или притягивающий). Она стала не просто уникальной и экспериментальной, но и экстремальной для художника. Пока готовили стену, мешали дожди, а как только Данила приступил к работе, началась аномальная жара — выносливости молодого человека можно только позавидовать. Это настоящая победа — и над обстоятельствами, и над плоской поверхностью, исчезнувшей под эффектной оптической иллюзией. Новый арт-объект создан на второй стене перехода между зданиями ЮУрГУ (со стороны улицы Металлургов), с обратной стороны которого «парят» велосипеды, нарисованные Данилой в прошлом году в характерном для него стиле 3D.

- Данила, в прошлый раз в интервью «Магнезитовцу» Вы отметили, что любите градации серого, а монохромный рисунок помогает акцентировать внимание на форме. Но пообещали, что, возможно, в следующий приезд в Сатку сделаете что-нибудь яркое. Поэтому новая работа настолько «взрывная» и по сочности цветов и по глубине объема?

- В Сатке уже есть две работы, созданные мной в серых тонах, это продиктовано тем, чтобы цвет не отвлекал от формы объемного рисунка. В этом году организаторы фестиваля предложили сделать что-нибудь яркое, поскольку в здании, с которым я работаю, создается креативное общественное пространство «Арт-Сатка». И я решил создать не просто яркую, а ядреную работу, с почти ядерным эффектом — и по цветовой гамме, и по форме. Обычно у меня достаточно рубленая геометрия, а здесь попробовал создать более аморфные формы.

Первоначально была идея создать рисунок, в стиле новой серии работ, которую начал во время карантина (пока только в формате холстов). Эти картинки напоминают матовое стекло, за которым объемные фигуры «уходят» в глубину пространства или «идут» изнутри, причем этот эффект разный при разном освещении. На такой проект согласились в Тюмени, там будет «квадрат» на здании в 3-4 этажа. А здесь, в Сатке, совершенно новая работа. Я такого еще не делал, но это тоже в моем стиле и концепции, только с замутнением (блёром) — подобное называют обманкой (от фр. tromp l`oel — оптическая иллюзия). Это объемный рисунок, который «уходит» внутрь под углом с правильной перспективой и имеет объем. Получается эффект пространства.

Саткинские эксперименты

- С «парящими велосипедами» Вы тоже пошли на эксперимент - использовали отражающую свет краску. Вас не просят такое повторить в других проектах?

- Велосипеды всем нравятся! И хотя работы всегда разные, но я продолжаю двигаться и развиваться в своем направлении  — в концепции 3D. И именно в этом стиле ищу новые фишки, воплощаю новые идеи. Например, именно у вас, в Сатке, я впервые использовал хром, когда рисовал велосипеды. Он дает новые возможности — в работе появляется динамика. После саткинского эксперимента применил такой же приём в Нефтекамске. Там момент с хромом получился еще выигрышнее, поскольку рисунок сделан на высоком здании — это улей с пчелами, и сверху есть кусок с хромом, в котором отражается динамичное небо, благодаря этому картинка меняется в разное время суток, она живая. Так что хром зашёл на «ура».

- Вы упомянули про планируемый проект в Тюмени. Понятно, что пандемия коронавируса внесла свои коррективы, все планы сдвинулись, сроки сжались. Тем не менее, что планируете успеть за лето и как удалось выкроить время для Сатки?

- Удалось приехать к вам между мероприятиями, пока оказалось свободное время. Я вообще за любой движ и возможность воплотить новую идею. Обычно фестивали стрит-арта начинаются весной, а сейчас всё сдвинулось ближе к концу июля. И работа «в поле», на стенках, запланирована до конца лета. В основном я брал проекты по России, чтобы осенью попробовать попасть в Европу.

После Сатки планирую отдохнуть. Каждый год с друзьями мы уезжаем на север. Обычно это две недели похода и сплавов в август, в этом году получилось собраться в июле. Так что от вас я сразу в Москву, пару дней на сборы: надо подготовить оборудование, лодки, палатки... После похода планирую поехать в Тюмень, а потом — в  Челябинск на фестиваль «Культурный код». Для него мне нужно еще доработать эскиз, поскольку первоначально делал проект на 10 этажей, а в итоге будет стена 17-18 или 20-этажного дома. В Челябинске будет первая моя «растяжка» (мурал), но не первая работа. Лет пять назад участвовал в оформлении музея иллюзий на Кировке.

Ценные встречи и арт-путешествия

- Вы в нашем городе в третий раз. Что дало участие в нашем фестивале лично Вам? Возможно, с кем-то из художников Вас «познакомила» Сатка или «натолкнула» на новые идеи?

- Да! В свой первый приезд, в 2018 году, я познакомился с Хендриком Байкирхом. Это очень ценное знакомство и общение. Он даже дал мне важный совет, который я с тех пор использую. Это чисто техническая рекомендация, но сам я до этого не дошел - всегда учишься чему-то новому у художников такого уровня. Хендрик посоветовал использовать специальную насадку на баллон с аэрозолью (кэп, они бывают разные — тонкие, толстые) для того, чтобы делать градиент (переход из одного цвета в другой). Обычно для этого используют толстые кэпы, особенно если градиент широкий, и плавно напыляют, например, темный серый цвет, затем светлее, еще светлее. При этом ты делаешь напыление, переход между цветами, маленькими точечками, и постепенно они исчезают. А Хендрик подсказал, что на большие градиенты, на больших «растяжках», использовать кэп с трубочкой. Он дает крошку, более крупные капельки и больший разброс, получается очень аккуратно, и переход цветов идет плавный - хороший эффект, почти как с краскопульта. Это чисто технический момент, но именно такие и важны в нашей работе. Теперь я этот кэп использую для многих других целей, потому что он имеет свои преимущества, он специфический (поэтому его редко применяют), но очень нужный!

С Лёшей Лукой мы были знакомы до встречи в Сатке. А в прошлом году я познакомился здесь с французским художником (Nebay). Нам удалось пообщаться, хороший парень, интересный человек.

А в этот раз я работаю на фестивале один, другие художники, возможно, приедут позже. Зато, пока готовили стену, у меня была возможность посмотреть ваш город и район. Я здесь два раза был, но ничего не видел — всё время уходило только на работу. А в этом году удалось побывать на Айских притёсах, посетить старинную ГЭС в Порогах и Зюраткуль. Спасибо всем, кто устроил это небольшое и интересное путешествие. 

- Стрит-арт - это тоже путешествие: в прямом смысле, по городам и странам для художника и, в переносном, по современному творчеству — для зрителя. Вы как-то сказали, что стрит-арт хорош для малых городов, потому что любая работа художника — это диалог со зрителем. О чём новый «диалог» с саткинцами и какие темы для «разговоров» мы услышим от Вас в ближайшее время? 

- Новая работа ни к чему не обязывает и ни к чему не привязана, только на выбор ярких цветов, как я уже сказал, повлиял проект «Арт-Сатки». Это просто новый объект для города, красивый кусок пространства с необычной геометрией. Но в любом случае, стрит-арт всегда вызывает зрителя на диалог. Особенно в малых городах. Как только появляется новая работа, ее начинают обсуждать. Да, кто-то из местных непременно скажет, что лучше бы потратили деньги на что-то другое, более полезное. Но современное искусство тоже имеет важное значение. Понимают его или нет, но вокруг начинается движение, люди начинают о нем говорить, думать, это всегда сплачивает, формирует новое сообщество, новые взгляды и мнения. Позитивное ли это обсуждение или негативное, но в любом случае начинается взаимодействие, которого раньше не было.

Да, я тоже, что-то принимаю и понимаю из современного искусства, что-то нет. Художников, которые просто делают красивые картинки, много, но важно изучать и развивать то, что ты делаешь. Да, возможно, надо иногда идти на компромиссы. Но правильно  делать то, к чему люди еще не готовы, в этом и есть прогресс. И моя задача - двигаться и прогрессировать в моем стиле 3D. Например, в августе прошлого года на фестивале «Культурный код» в Одинцово я делал нестандартную работу - пластиковый пакет словно натянут на стену 20-этажки, в нем вырваны куски - глаза и рот - смайлик такой получился. А внизу стены нарисованы люди в люльке, которые начинают закрашивать этот холст.

Это как раз к вопросу о контрах между художниками и местными жителями, о том, что некоторые работы закрашивают. Также это о легализации того, что мы делаем, о создании чего-то нового в привычной для всех среде. Это нужно делать. Да, это провокация. Её поймет маленький процент. А большинство, скорее всего, согласятся с одним из комментариев о том, что людям придется жить в доме с мусорным пакетом... Без проблем: за время фестиваля было сделано более 30 работ, выберите себе любимую и любуйтесь. Но не будет развития там, где не делать то, к чему люди пока не готовы. Не случайно искусство часто сравнивают с наукой, которая тоже развивается благодаря исследованиям и новым открытиям. И стрит-арт нужно двигать. Почему-то именно в России есть такое убеждение, что рисовать на стенах — это плохо. А в советское время настенное искусство было нормой.

Природа - художник

- Но тогда, наверное, была больше популярна мозаика...

- И настенные росписи, и мозаика тоже. Она более перманентна. В Москве много мозаики с 60-х годов. Она, в отличие от краски, которая выцветает, сохраняется надолго. Сегодня мозаика возвращается, я бы тоже хотел попробовать что-то создать в этом направлении. Но пока работы хватает. Всё лето забито, расписано, даже от чего-то приходится отказываться, к сожалению.

- Тем более ценно, что Вы нашли время вновь приехать в Сатку. Спасибо за новую работу, удачи в поисках нового и развитии своего стиля. Будем ждать новых экспериментов!

- Кстати, всё новое — это не обязательно эксперимент или что-то уникальное. Психология зрителя так устроена, что во всём новом он ищет старое, знакомые черты, узнаваемые образы... В этом смысле очень легко и удачно заходит поп-арт: люди видят известные образы, бренды, героев мультфильмов и так далее. Такое проще понять. Такое больше нравится.

- А что «забытого старого» в Вашей новой абстракции?

- Невозможно сделать или создать что-то кардинально новое. Я, конечно, верю и надеюсь, что можно (улыбается). Всегда есть какой-то опыт, основа, отсыл к чему-то, что было до тебя. Много тридэшников, кто делал такие же вещи — ниши, внутри которых находится что-то объемное. И в велосипедах у меня такой же принцип. Только они еще и «выходят» наружу. А у новой работы совсем другие формы, и возможно они тоже перекликаются с тем, что делают в мурализме или диджитал-искусстве. Я не знаю, на что может быть похожа моя новая работа, но любые формы, какими бы новыми и нереальными они нам ни казались, уже созданы природой. И если поискать, их всегда можно найти в окружающем нас мире...

Анна Филиппова.

Фото Василия Максимова, Дениса Шакирова.