×
проекты
  • Satka Street Art Fest
    Международный Фестиваль уличного искусства

"Satka Street Art Fest" - международный Фестиваль уличного искусства, основанный в 2017 г. Фондом поддержки и сохранения культурных инициатив "Собрание", Группой Магнезит и Администрацией Саткинского района. 

Город стал галереей под открытым небом, где полотна — это фасады домов, а собрание охватывает работы самых востребованных мировых художников. Сатку действительно можно назвать центром международного стрит-арта — здесь работали художники из России, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Испании и ЮАР. Художники из разных стран делятся с жителями частью своей культуры, своего видения мира. А горожане становятся зрителями и участниками этого красочного визуального путешествия. 

 

 

2017

В Сатке (Челябинская область) завершился первый международный Фестиваль уличного искусства «Satka Street Art Fest». Это событие поддержали Швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» и Итальянский институт культуры в Москве. Фестиваль показал пример преобразования городской среды, стал катализатором развития творческого потенциала молодежи. Пять произведений настенной живописи, созданных тремя дуэтами художников – российского Aesthetics group, швейцарского Nevercrew и итальянского SOLO & DIAMOND – были торжественно представлены публике 20 июня.

Под прицел мастеров попали фасады самых обыкновенных жилых домов в Западном микрорайоне Сатки. Два ярких абстрактных рисунка, выполненные российской командой художников Петром Герасименко (Petro) и Ильей Блиновым (Slak) из Aesthetics group, объединили природу и индустриальную культуру Сатки. В геометричных композициях, выстроенных в духе классиков российского авангарда, раскрывается идея слияния двух начал, наиболее гармоничные моменты соприкосновения человеческой деятельности, направленной на урбанизацию пространства, и природы с ее необузданной энергией и ранимостью.

Цель, которую преследовали авторы, – это сама живописная суть явлений, которые они наблюдали в Сатке. Тем интереснее то, что многие разглядели в картинах отголоски знаковой для города скульптурной композиции – серпа и молота на фоне пятиконечной звезды.

Граффити итальянцев Флавио Корбонаро (Solo) и Стефано Биаджиотти (Diamоnd) отличает своя техника и стиль. Стефано Биаджиотти создал женский образ в окружении лебедей, объяснив, что на такой художественный замысел его вдохновили замечательные русские мультфильмы, которые несколько лет назад транслировало итальянское телевидение и которые ему очень понравились. Поэтому он посвятил свое произведение сказке «Дикие лебеди». Итальянский куратор проекта, искусствовед Симона Каподимонте находит в изображенном на рисунке женском персонаже отсылки к королеве лебедей из знаменитого «Лебединого озера» Петра Чайковского.

Роспись Флавио Корбонаро изображает космонавта. Художник создал этот образ как дань уважения к важному этапу русской истории – истории освоения космоса. Свой выбор он объяснил еще и тем, что у Сатки, как он полагает, есть особая связь с космосом.

-Обычно я рисую супергероев или персонажей из книг, комиксов. Но на этот раз я выбрал астронавта как дань важной странице в истории России, - говорит Флавио Корбонаро. - Надпись на изображении «Не изменить планету, изменить свой мир» - это послание с глубоким смыслом. В первую очередь, экологическим. Россия – удивительное место, и каков будет мир здесь, зависит от живущих здесь людей.

Nevercrew – дуэт швейцарских художников Christian Rebecchi & Pablo Togni – создал объемный рисунок: огромный, словно живой медведь прислонился к стене девятиэтажного дома. Работа отражает традиционный подход художников к теме связи между человеком и природой, когда природа страдает от последствий воздействия человека, а человек не видит или предпочитает не видеть, что происходит. Образ бурого медведя выбран не случайно: его популяция в России – одна из крупнейших в мире, ему не грозит исчезновение, и он рассматривается авторами как носитель тесной связи с природой. Накрывшая его алая лента означает по замыслу художников призыв к пониманию ответственности за человеческое воздействие на природу.

- Помимо бурого медведя заметное место в композиции занимает красный цвет. Он напоминает предупреждение, сигнал осознания возможной опасности. Проект следует нашему обычному подходу к отношениям между человечеством и природой, где природа, как правило, страдает от последствий политики и привычек человечества, - рассказали авторы проекта.

Еще один рисунок, связанный с темой взаимодействия человека и природы, авторы сделали на объекте инфраструктуры, расположенном вблизи отвалов пустой породы, образованных при добыче магнезитового сырья.

На время фестиваля Сатка стала не только международной художественной творческой мастерской, но и съемочной площадкой. Документальное кино о работе каждой их трех команд снимали студенты Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Руководитель курса студентов - российский кинорежиссер-документалист, заслуженный деятель искусств России Сергей Валентинович Мирошниченко. Три киноновеллы молодые кинематографисты объединят в ленту, премьера которой состоится осенью.

Комментируя итоги фестиваля, глава Саткинского района Александр Глазков отметил: «Организаторы фестиваля – Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», Группа Магнезит и Администрация Саткинского муниципального района – не первый год проводят в городе мероприятия, направленные на «перезагрузку» уличных пространств, их развитие и благоустройство. Благодаря новым проектам, Сатка стала площадкой для успешных экспериментов, новых форматов и идей, которые воплощают не только местные жители, но и профессионалы из России и друих стран. 

Для справки:

Каждый из мастеров, принявших участие в фестивале стрит-арта в Сатке, имеет свой вес в данном виде искусства.

Флавио Соло (Flavio SOLO) родом из Италии. Дизайнерскому сообществу хорошо известно его лондонское сотрудничество с видеопроизводителями The Butchers – эти установки были представлены на международном фестивале электронной музыки Dissonanze в июне 2010 года. На фестивале Get Numb Флавио Соло создавал декорации из главной сцены во время шоу Two Many DJS, и т.д.

Стефано Даймонд (Stefano DIAMOND) — это еще один итальянский гость на фестивале стрит-арта в Сатке. Его опыт в мире граффити развивается: Даймонд пришел к уличному искусству, став одним из лидеров этого исторического города. Работы Даймонда не следуют за клише классического уличного искусства. Методы, которые он использует, необычны.

Художественный дуэт Nevercrew (Швейцария): основатель дуэта – Пабло Тони, а его напарник – Кристиан Ребекки. С 1996 года они работают вместе под брендом NEVERCREW.

За плечами художников — масса проектов, в том числе экспозиция швейцарских граффити Dalla strada в Музее современного искусства в Беллинцоне (CH). Команда также рисовала в тюрьмах Pretoriali в Беллинцоне, экспонировалась между Миланом и Комо (Италия) во время учебы в Академии изящных искусств. В 2013 году дуэт получил звание «Художники года». В 2014 году NEVERCREW реализовали произведения искусства в новых офисах Facebook в Милане и Дублине и участвовали во многих международных проектах и фестивалях искусств (Гамбург, Белград, Каир, Винтертур). Команда вошла в ТОП-100 самых влиятельных художников 2015 года по версии Graffiti Art Magazine.

Российская команда Aesthetics group представлена Петром Герасименко (Petro) и Ильей Блиновым (Slak). Петр Герасименко с 2001 года создает свои настенные рисунки аэрозольной краской. В 2003-м он окончил художественно-кинематографический лицей № 333. В настоящий момент живёт и работает в подмосковном городе Жуковский (Россия).

Илья Блинов тоже имеет приличный стаж в стрит-арте — рисует с 2003 года. Кроме высшего технического образования Илья изучал метрологию, графический дизайн, графические редакторы. По сей день он живёт и работает в подмосковном городе Белоозёрский (Россия).

Ссылки на публикации о фестивале "Satka Street Art Fest". 

http://www.graffitistreet.com/satka-street-art-festival-russia-2017/

http://arte.sky.it/2017/06/festival-street-art-ecologia-satka-russia/

https://www.instagram.com/p/BUvgFuJF9Fc/

https://m.ura.news/news/1052292264

http://graffitiworld.tv/nevercrew-satka-street-art-festival-satka-russia/

http://www.urbanitewebzine.com/2017/06/17/petro-aes-and-ilya-slak-paint-stunning-diptych-in-satka-russia/

http://urbanshit.de/nervercrew-baring-machine-mural-in-satka/

http://www.isupportstreetart.com/solo-diamond-walls-satka-russia/

Фото с официального сайта Nevercrew http://nevercrew.com/baring-machine, официальные фото SOLO и DIAMOND. Фото Сергея Потеряева.

 

2018

С 5 июня по 18 сентября в Сатке проходил Второй международный фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest

Город стал галереей под открытым небом, где полотна — это фасады домов, а собрание охватывает работы самых востребованных мировых художников. Сатку действительно можно назвать центром международного стрит-арта — в прошлом году здесь работали художники из России, Швейцарии, Италии, а в этом — из России, Германии, Голландии, Испании, Италии и ЮАР. Художники из разных стран делятся с жителями частью своей культуры, своего видения мира. А горожане становятся зрителями и участниками этого красочного визуального путешествия. 

Неожиданная красота абстракций

Будучи архитектором по образованию, Алексей Лучко (Luka) стал одним из самых прогрессивных молодых российских художников, начавших свою творческую карьеру с граффити. Уже более десяти лет он рисует на стенах и холстах, создает коллажи, объемные композиции из дерева и других материалов, а также цифровые работы, в которых всегда безошибочно прослеживается его оригинальный стиль. Он как бы деконструирует повседневные образы, собирая затем абстрактных цветных ироничных персонажей. 

Теперь работа Луки стала частью Сатки индустриальной. Первый и самый большой за этот год мурал он нарисовал в июне на фасаде Ангара — бывшего цеха по ремонту БелАЗов, который уже трансформируется в главную арт-площадку города. Вдохновившись брутальным пейзажем старого завода, Лука вписал свой фантасмагоричный коллаж в пространство, добавив ему красочности.

Еще один молодой московский художник — Данила Шмелёв под псевдонимом Shozy — расписал главное здание саткинской Почты. Данила — талантливый создатель анаморфоз. Увидеть в пространстве или на плоскости то, чего нет — это главная способность для мастера 3D-иллюзий. 

Почта — неинтересное, на первый взгляд, серое панельное здание, со множеством окон, прямоугольным декором и вывесками. Но именно «прямоугольность» вдохновила художника на то, чтобы «сломать» эту строгую рутинность и серую формальность и создать иллюзию иных объемов и плоскостей. Используя только оттенки того же серого, Данила полностью поменял визуальную архитектуру двух стен — получился современный футуризм в новом прочтении под названием «Матаморфозы». Теперь глубина и необычные округлые формы, изобилие деталей и новый вид с каждого нового ракурса заставляют каждого по несколько раз возвращать взгляд на эти стены.

Меняя судьбы

Хендрик Байкирх (ECB) — знаменитый художник из Германии, автор самого большого уличного портрета в Азии, рисует гигантские фотореалистичные портреты людей. Черно-белая техника его работ позволяет вычеркнуть все лишнее и оставить только эмоцию. Ему важна история человека, которая отражается во взгляде, мимике, морщинках. В качестве персонажа для своего проекта в Сатке Хендрик выбрал двух ее жительниц — Марию Перфильевну и Арину, прабабушку и внучку. Это первый двойной и при том женский портрет в творчестве художника. В их фотографии его зацепила теплота и тесная связь через поколения.  

Во время работы над муралом «Maria and Arina» на фасаде жилого дома Хендрик собрал много любопытных взглядов. Каждый раз, когда опускалась вышка, его окружала толпа людей и каждый хотел задать вопрос или обсудить работу. И Хендрик всегда отвечал с улыбкой и вниманием. Но главными в его новом окружении были, конечно же, юные саткинцы, школьники. Своей открытостью, добротой и отношением к искусству Хендрик поразил детей. В их жизни произошел переворот. Они терпеливо ждали каждой встречи с ним, дарили подарки, сделанные своми руками, и носили угощения, искали в словарях нужные фразы, чтобы самостоятельно, без помощи организаторов, поговорить с ним. А когда он улетел, один из ребят, Вася Суслов, нашел в развалинах гаражей лист фанеры и нарисовал самолет, на котором Хендрик сидит у окна и «сейчас летит в свою Немецию». Своим творчеством Вася «заразил» своих друзей, и они вместе начали рисовать. Они находили материалы среди обломков и рисовали портрет художника, а затем звезду по имени Хендрик. 

Сегодня на счету этих юных творцов уже больше 20 работ — они фотографируют каждый новый рисунок и вместе с жизнерадостными аудиосообщениями отправляют их Хендрику через организаторов. Художник признается, что очень тронут этой историей. Весной он приедет к ребятам, чтобы провести для них мастер-класс и научить своей технике. 

Теперь дети — постоянные спутники любого объекта. Они прониклись новым видом искусства — стрит-артом. Сегодня они знакомы уже со многими художниками, которые приезжали в Сатку и стараются не пропускать ни одного события.

Погружение в иную культуру

Самым резонансным проектом фестиваля стала роспись на фасаде жилого дома в Западном районе Сатки авторства Рики Ли Гордона (Ricky Lee Gordon) — молодого художника-самоучки из ЮАР. Рики входит в список 200 молодых самых влиятельных людей Южной Африки и по мнению National Geographic один из «11 лучших уличных художников» наряду с Бэнкси. Работа в Сатке — его первый проект в России.

Через свои работы Рики исследует природу двойственности и взаимосвязанности, фиксирует актуальные социальные вопросы и универсальные истины в темных тонах. Основной целью своих работ видит в создании художественного образа, где прослеживается связь человека — художника или местного жителя, и места. Поэтому по пути из аэропорта он понял, что созданный им эскиз не подходит: «Когда я ехал в Сатку на рассвете утром, меня поразил горный пейзаж, лесистые холмы и реки. Мои чувства восхищения природой я захотел привнести в мой рисунок, и поменял эскиз.»

На стене жилого дома теперь живописный сюжет и надпись на двух языках: «Рассвет. Закат. Мы все под одним солнцем». «Я нарисовал силуэт человека как отвлеченный образ каждого, живущего на Земле, а антилопу — как символ африканских просторов. Река и горы — дань великолепной российской природе. Все это символизирует взаимосвязанность природы и человека, человека и человека на всей планете. То, как мы все живем «под одним солнцем». Искусство обладает силой объединять и менять представление о мире. Вот почему я создаю граффити.»

Напоминая о мечте

Три птицы на фоне красно-белого узора-лабиринта смотрят со стен спортзала школы №4. Это работа художника из Испании Пабло Пеллуза (Pablo Pelluz) — первый проект фестиваля на Пролетарской улице — главной улице города. 

 — Мой рисунок — это метафора. Птицы, изображенные мной, не летают. Через них я пытаюсь показать общество. Люди часто несвободны и не могут жить так, как хотят, хотя у них всегда есть «крылья» — возможность реализовать задуманное. И даже внешняя красота не является гарантией счастья и успеха.

Работы Пабло, в основном, представляют собой реалистичный портрет деталей повседневности, которые обычно остаются незамеченными другими. В тонких линиях он отражает хрупких создании: бабочек, птиц, рыб. На фасаде спортзала Пабло нарисовал щурку, зяблика и коноплянку — они занесены в Красную книгу. Рисуя виды, стоящие на грани исчезновения, Пабло напоминает о них, призывает людей задуматься о проблеме вымирания и бережнее относиться к природе и ее хрупкой красоте. 

Рассуждать о красоте через призму искусства, Пабло предложил всем участвовавшим в его мастер-классе на еще одном фасаде школы. Девчонки и мальчишки радостно закрашивали части стены, с особым азартом охотясь за самыми яркими баллончиками. «Искусство обогащает людей. Люди обогащают искусство» — простая и прекрасная истина, которая символизирует этот симбиоз детского влечения ко всему новому и желания художников по всему миру рисовать и делиться своими знаниями и мыслями. Можно сказать, что это и есть цель фестиваля МОЯ САТКА, в рамках которой и проходил второй международный фестиваль Satka Street Art Fest — раскрывать искусство по-новому для людей, чтобы пробудить в них стремление к прекрасному, которое так часто теряется среди проблем и бытовых забот.

Сохраняя внутреннюю красоту

Работы художника из Нидерландов ZEDZ украшают стены по всему миру. Теперь их можно увидеть и на фасадах Сатки. Зедз — один из пионеров европейского граффити: он начал писать на стенах свой псевдоним в конце 1980-х и говорит, что его любовь к типографике и творчество в целом до сих пор тесно связаны с данной субкультурой. В своих работах он стремится сочетать граффити, типографику, архитектурные формы, элементы графического и промышленного дизайна. Он активно экспериментирует с различными материалами и техниками.

Визуальный стиль Зедза очень узнаваем. Его техника — словно вырезанные острым лезвием сетчатые узоры в слоях яркого цвета, которые, накладываясь друг на друга, создают особый рисунок, глубину и темп. На фасады Зедз наносит рисунок при помощи строительного уровня и краски.

Сюжет для двух трансформаторных будок рядом с дворцом культуры «Магнезит» — это результат двух десятилетий абстрактной типографики, которая превратилась в абстрактный визуальный язык. Муралы содержат в себе прямые отсылки к архитектуре объектов и их элементам. Переосмысливая и реконструируя в цвете эти элементы — прямые углы декора, рельеф — художник оставил половину зданий не окрашенными. 50-50. Чтобы оставался виден их подлинный облик, их архитектурная суть и аутентичность, которой так дорожит Зедз. В работе намерено использованы цвета, которые не присущи этому району — синий, оранжевый, желтый, красный — в противовес классическим, пастельным тонам жилых домов и здания ДК.

Это — не единственный проект художника в Сатке. С бокового фасада Ангара на трубы производства и карьер смотрят «охранники завода» — три робота-с-оружием, три граффити из букв «ZEDZ» в корпоративных цветах Группы Магнезит. Это заключительная и самая большая по размеру серия роботов из его личного творческого проекта «Triple trouble». Такие граффити он рисует давно — буквы его псевдонима очень складно составляют модули «тел» роботов. Серия «Trouble» — визуальный рассказ о приключениях художника.

Зедз решил создать роботов сразу после того, как закончил работу на основном объекте. Организаторам осталось только предложить ему подходящую локацию. Будущая арт-площадка города, место для творчества и поиска новых форм и смыслов подходила лучше всего. Именно с граффити Зедза началось визуальное оформление приангарной территории. Он также предложил варианты цветового решения для других объектов на этой территории. Некоторые уже реализованы в этом году.

Ddddddddom

Автором трансформации фасадов школы № 4 стал один из самых востребованных современных художников Агостино Иакурчи (Agostino Iacurci)

Упрощая формы и усиливая контрастность цветов и окружения, Агостино создает монументальные росписи, холсты и инсталляции, которые на первый взгляд могут показаться иллюстрациями из детской книги. Но его лаконичные и ироничные сюжеты не направлены на какую-то определенную группу людей. Через эти работы, населенные причудливыми формами и персонажами, Агостино стремится общаться с каждым зрителем, используя визуальную лексику, элементы которой могут выглядеть очень простыми и плоскими. Но на самом деле — это искусно сконцентрированные повседневные истории, которые мы часто просто не замечаем в бешеном темпе современной жизни.

Два равных фасада — особенный для Агостино проект. Он давно мечтал создать парные росписи. И реализовал свою мечту в Сатке. Композиция прямо повторяет контуры фасадов, отзываясь цветным эхом в глубину зданий. По 7 «домов» на каждой стене — визуальная игра формами и объемами, с яркостью и пространством, построенная на архитектурной идее. «Дома» вложены друг в друга по принципу «матрешки» и задают ритмичный темп взгляду зрителя — D…d…d…d…d…d…d…dom. Цветовой код продиктован стилем и дизайном улицы Пролетарская, на которую выходят оба фасада, а также живописной природой Урала.

Второй объект Агостино — остановочный комплекс. Два фрагмента остановки вдохновили художника создать композицию в своем авторском стиле — традиционный сюжет с силуэтами в контрастных цветах. Теперь здесь два похожих образа — мужчины и женщины, которые будто застыли в момент диалога. Фоном для «диалога» служит внутренняя стена остановки, которую Агостино расписал растительным принтом.

В рамках фестиваля в музее «Магнезит» была представлена выставка работ художников-участников под названием «Город как объект искусства». Затем прошли серия кинопоказов документальных фильмов, созданных во время первого фестиваля Satka Street Art Fest в 2017 году, и встреча с режиссерами. Документальное кино о работе каждого их трех дуэтов художников снимали студенты ВГИК им. С. А. Герасимова. Руководитель мастерской — российский кинорежиссер-документалист, Сергей Валентинович Мирошниченко. Получилось 3 картины, герои которых — художники, жители города, дети — рассуждают об актуальном искусстве и его интерпретациях, о честности и вдохновении, о восприятии мира и самого себя. Премьера картин состоялась в Доме кино в Москве. 

Международный фестиваль МОЯ САТКА в июне этого года выиграл конкурс Фонда президентских грантов. Цель фестиваля — преобразование элементов существующей городской среды в современные и удобные арт-пространства. Два главных направления — создание малых архитектурных форм и преобразование внешнего облика существующих объектов с обращением к уличному искусству — теперь носят названия АРХ-САТКА и АРТ-САТКА. 

Фестиваль проходил при поддержке Группы Магнезит, Фонда Президентских грантов и Администрации Саткинского муниципального района. 

Фото Агостино Иакурчи, Алексея Лучко, Данилы Шмелева, Хендрика Байкирха, Рики Ли Гордона, Александра Андриевича, Сергея Потеряева, Дениса Шакирова, Анны Филипповой. 

2019

В июле-октябре 2019 года Сатка в третий раз принимала Международный фестиваль уличного искусства "Satka Street Art Fest". Российские и зарубежные художники снова превратили город в масштабное арт-пространство и подарили его жителям много ярких произведений. 

Первыми событиями фестиваля стали мероприятия проекта Satka Dreamville, который начался с дружбы всемирно известного художника Хендрика Байкирха и ребят, увлечённых уличным искусством и живописью. Хендрик провел для детей мастер-класс и создал вместе с ними новые работы. На фанерных конструкциях размером 3х4 метра мастер монохромной живописи нарисовал портреты своих юных друзей, а они под каждым из них – свои мечты.

- Меня тронуло, что мальчишки и девчонки, не интересовавшиеся ранее никаким творчеством, вдруг начали рисовать, - пояснил художник. - Впервые работаю с детьми в таком формате, рисую мечты. Обычно мастер-класс проходит спонтанно и быстро. Здесь же история другая, очень душевная.

Результат совместного творчества детей и Хендрика Байкирха два месяца после Дня металлурга украшал площадь ДК «Магнезит», а затем переехал в Ангар (выведенное из промышленного использования здание, ставшее выставочным пространством и средоточием культурных мероприятий). Здесь же можно увидеть плоды труда художников уличной волны из Екатеринбурга, Челябинска, а также юных художников города, их наставников и волонтеров проекта «Яркая Сатка». Галерею на передвижных холстах создали известные художники уличной волны Сергей АкрамовДаниил Danet и Максим Реванш из Екатеринбурга, а также Алексей Батис (Batis) и Тимур Абдуллаев (Brazil) из Челябинска.

В абстракции каждый видит свое, - считает Алексей Батис. - Моя работа навеяна музыкой и темой фестиваля. Я очень много уделяю внимания цветовой гамме, именно в такой давно не рисовал. Здесь помимо того, что формы сами по себе уникальные, плюс цветовое решение необычное – все вместе создает уникальный рисунок.

Арт-тусовку дополнил мастер-класс от Тимура Абдуллаева (Brazil). В итоге огромная бочка превратилась в объемный аквариум, который также обрел свое место на приангарной территории. На этом морская тема не завершилась: Brazil вместе с ассистентом «прокачал» неприметное здание в Западном микрорайоне Сатки. На стене промышленного объекта красуется парочка милых дельфинов, акула с широко разинутой пастью и другие обитатели морских глубин, а в центре композиции расположился водолаз.

Приехал на фестиваль и Данила Шмелев (Shozy), который ранее расписал здание почты. Для него организаторы подготовили особое задание – преобразить внешний вид перехода между зданиями филиала ЮУрГУ. Московский художник не растерялся и украсил скучную стену многочисленными парящими велосипедами. Как выяснилось, Данила – опытный райдер, которому нравится велоспорт. Для выбранного объекта тема велосипедов подошла как нельзя лучше: этот транспорт любит молодежь, он для многих стал символом динамики, движения и, конечно, здорового образа жизни.

Для 3D-техники, в которой я работаю, свет играет важную роль, особенно когда один рисунок делается на нескольких поверхностях. Небольшие коррективы внес и в эту работу. Изменил перспективу, чтобы рисунок хорошо было видно с конкретной точки, - пояснил мастер.

Лучше всего смотреть на новое 3D-граффити Данилы Шмелева со двора здания, рядом со входом в мастерские СПК имени А.К. Савина. Так появляется ощущение, что велосипеды буквально летят через арку.

Новые арт-объекты в рамках Satka Street Art Fest появились благодаря еще одному мастеру – французскому художнику Nebay. Автор вместе с юными помощниками преобразил автобусную остановку «Бакальская». Кирпичную «ракушку» уже не узнать: теперь это взрыв красок, позитива и энергии.

Второй арт-объект от Nebay стал передвижным. Под кисть (а точнее, под баллончик) мастера каллиграфити и масштабных панно попал один из тепловозов железнодорожного цеха департамента внутренней логистики Группы Магнезит. На одной стороне тепловоза художник написал в стиле граффити «Better than kryptonite we have magnezit» («Лучше, чем криптонит – у нас есть магнезит»), а рядом «Paris-Moscow», «united» («Париж-Москва», «союз»).

Еще одно возвращение сезона – приезд в Сатку голландца Рональда ван дер Вута, которого в художественной тусовке знают под именем Zedz. В самобытном стиле мастер в прошлом году расписал две трансформаторные будки. Но недавно появившийся рядом с ними гараж никак не вписывался в общую композицию. В этом сезоне Zedz завершил начатое: на стенах здания появились яркие геометрические всполохи. Теперь на эти инженерные объекты тоже приятно посмотреть.

Затем художник расписал в корпоративных цветах фасад здания департамента по производству плавленого периклаза Группы Магнезит. Этот мурал стал самым большим в Сатке (он занимает площадь более 900 кв.м.) и в итоге придал промышленному пейзажу новое прочтение. Zedz также добавил производственной и городской панораме трех роботов: их можно увидеть на территории Ангара и ЖДЦ, а также неподалеку от здания скорой помощи. «RWG готовится к зиме в Сатке», - написал художник в своем Инстаграме. 

Казалось, вдохновение Саткой для Zedz было неисчерпаемым. Художник любит экспериментировать с разными поверхностями и в качестве «полотна» смело использовал также тепловоз и ворота в ЖДЦ на «Магнезите». Что и говорить: настоящее искусство не имеет границ.

Закрыл в этом сезоне арт-историю с тепловозами российский художник Алексей Лука. Благодаря мастерству Алексея маловыразительные цвета локомотива быстро исчезли. Вместо однотонных цветов появились контрастные всполохи и создающие настроение яркие цветовые пятна. Теперь пройти мимо этого локомотива и не заметить его – невозможно.

Фестиваль уличного искусства снова подарил городу множество арт-объектов. У каждого из них – свое звучание, свой стиль и своя энергетика, которую в полной мере и с восторгом ощущают жители Сатки и гости города.

Фото Дениса Шакирова, Василия Максимова, Анны Филипповой, Фонд "Собрание".

Видео Дениса Шакирова.  

2020

Новая 3D-графика, созданная московским художником Данилой Шмелевым (Shozy) в рамках фестиваля Satka Street Art Fest, это очередной эксперимент райтера в исключительно яркой цветовой гамме. Необычное граффити станет визитной карточкой креативного общественного пространства «Арт-Сатка», которое создается в здании филиала ЮУрГУ.

Не просто яркий - ядрёный и магнетический

Сегодня Данила заканчивает свою работу «Magnétique» (магнетический или притягивающий). Она стала не просто уникальной и экспериментальной, но и экстремальной для художника. Пока готовили стену, мешали дожди, а как только Данила приступил к работе, началась аномальная жара — выносливости молодого человека можно только позавидовать. Это настоящая победа — и над обстоятельствами, и над плоской поверхностью, исчезнувшей под эффектной оптической иллюзией. Новый арт-объект создан на второй стене перехода между зданиями ЮУрГУ (со стороны улицы Металлургов), с обратной стороны которого «парят» велосипеды, нарисованные Данилой в прошлом году в характерном для него стиле 3D.

- Данила, в прошлый раз в интервью «Магнезитовцу» Вы отметили, что любите градации серого, а монохромный рисунок помогает акцентировать внимание на форме. Но пообещали, что, возможно, в следующий приезд в Сатку сделаете что-нибудь яркое. Поэтому новая работа настолько «взрывная» и по сочности цветов и по глубине объема?

- В Сатке уже есть две работы, созданные мной в серых тонах, это продиктовано тем, чтобы цвет не отвлекал от формы объемного рисунка. В этом году организаторы фестиваля предложили сделать что-нибудь яркое, поскольку в здании, с которым я работаю, создается креативное общественное пространство «Арт-Сатка». И я решил создать не просто яркую, а ядреную работу, с почти ядерным эффектом — и по цветовой гамме, и по форме. Обычно у меня достаточно рубленая геометрия, а здесь попробовал создать более аморфные формы.

Первоначально была идея создать рисунок, в стиле новой серии работ, которую начал во время карантина (пока только в формате холстов). Эти картинки напоминают матовое стекло, за которым объемные фигуры «уходят» в глубину пространства или «идут» изнутри, причем этот эффект разный при разном освещении. На такой проект согласились в Тюмени, там будет «квадрат» на здании в 3-4 этажа. А здесь, в Сатке, совершенно новая работа. Я такого еще не делал, но это тоже в моем стиле и концепции, только с замутнением (блёром) — подобное называют обманкой (от фр. tromp l`oel — оптическая иллюзия). Это объемный рисунок, который «уходит» внутрь под углом с правильной перспективой и имеет объем. Получается эффект пространства.

Саткинские эксперименты

- С «парящими велосипедами» Вы тоже пошли на эксперимент - использовали отражающую свет краску. Вас не просят такое повторить в других проектах?

- Велосипеды всем нравятся! И хотя работы всегда разные, но я продолжаю двигаться и развиваться в своем направлении  — в концепции 3D. И именно в этом стиле ищу новые фишки, воплощаю новые идеи. Например, именно у вас, в Сатке, я впервые использовал хром, когда рисовал велосипеды. Он дает новые возможности — в работе появляется динамика. После саткинского эксперимента применил такой же приём в Нефтекамске. Там момент с хромом получился еще выигрышнее, поскольку рисунок сделан на высоком здании — это улей с пчелами, и сверху есть кусок с хромом, в котором отражается динамичное небо, благодаря этому картинка меняется в разное время суток, она живая. Так что хром зашёл на «ура».

- Вы упомянули про планируемый проект в Тюмени. Понятно, что пандемия коронавируса внесла свои коррективы, все планы сдвинулись, сроки сжались. Тем не менее, что планируете успеть за лето и как удалось выкроить время для Сатки?

- Удалось приехать к вам между мероприятиями, пока оказалось свободное время. Я вообще за любой движ и возможность воплотить новую идею. Обычно фестивали стрит-арта начинаются весной, а сейчас всё сдвинулось ближе к концу июля. И работа «в поле», на стенках, запланирована до конца лета. В основном я брал проекты по России, чтобы осенью попробовать попасть в Европу.

После Сатки планирую отдохнуть. Каждый год с друзьями мы уезжаем на север. Обычно это две недели похода и сплавов в август, в этом году получилось собраться в июле. Так что от вас я сразу в Москву, пару дней на сборы: надо подготовить оборудование, лодки, палатки... После похода планирую поехать в Тюмень, а потом — в  Челябинск на фестиваль «Культурный код». Для него мне нужно еще доработать эскиз, поскольку первоначально делал проект на 10 этажей, а в итоге будет стена 17-18 или 20-этажного дома. В Челябинске будет первая моя «растяжка» (мурал), но не первая работа. Лет пять назад участвовал в оформлении музея иллюзий на Кировке.

Ценные встречи и арт-путешествия

- Вы в нашем городе в третий раз. Что дало участие в нашем фестивале лично Вам? Возможно, с кем-то из художников Вас «познакомила» Сатка или «натолкнула» на новые идеи?

- Да! В свой первый приезд, в 2018 году, я познакомился с Хендриком Байкирхом. Это очень ценное знакомство и общение. Он даже дал мне важный совет, который я с тех пор использую. Это чисто техническая рекомендация, но сам я до этого не дошел - всегда учишься чему-то новому у художников такого уровня. Хендрик посоветовал использовать специальную насадку на баллон с аэрозолью (кэп, они бывают разные — тонкие, толстые) для того, чтобы делать градиент (переход из одного цвета в другой). Обычно для этого используют толстые кэпы, особенно если градиент широкий, и плавно напыляют, например, темный серый цвет, затем светлее, еще светлее. При этом ты делаешь напыление, переход между цветами, маленькими точечками, и постепенно они исчезают. А Хендрик подсказал, что на большие градиенты, на больших «растяжках», использовать кэп с трубочкой. Он дает крошку, более крупные капельки и больший разброс, получается очень аккуратно, и переход цветов идет плавный - хороший эффект, почти как с краскопульта. Это чисто технический момент, но именно такие и важны в нашей работе. Теперь я этот кэп использую для многих других целей, потому что он имеет свои преимущества, он специфический (поэтому его редко применяют), но очень нужный!

С Лёшей Лукой мы были знакомы до встречи в Сатке. А в прошлом году я познакомился здесь с французским художником (Nebay). Нам удалось пообщаться, хороший парень, интересный человек.

А в этот раз я работаю на фестивале один, другие художники, возможно, приедут позже. Зато, пока готовили стену, у меня была возможность посмотреть ваш город и район. Я здесь два раза был, но ничего не видел — всё время уходило только на работу. А в этом году удалось побывать на Айских притёсах, посетить старинную ГЭС в Порогах и Зюраткуль. Спасибо всем, кто устроил это небольшое и интересное путешествие. 

- Стрит-арт - это тоже путешествие: в прямом смысле, по городам и странам для художника и, в переносном, по современному творчеству — для зрителя. Вы как-то сказали, что стрит-арт хорош для малых городов, потому что любая работа художника — это диалог со зрителем. О чём новый «диалог» с саткинцами и какие темы для «разговоров» мы услышим от Вас в ближайшее время? 

- Новая работа ни к чему не обязывает и ни к чему не привязана, только на выбор ярких цветов, как я уже сказал, повлиял проект «Арт-Сатки». Это просто новый объект для города, красивый кусок пространства с необычной геометрией. Но в любом случае, стрит-арт всегда вызывает зрителя на диалог. Особенно в малых городах. Как только появляется новая работа, ее начинают обсуждать. Да, кто-то из местных непременно скажет, что лучше бы потратили деньги на что-то другое, более полезное. Но современное искусство тоже имеет важное значение. Понимают его или нет, но вокруг начинается движение, люди начинают о нем говорить, думать, это всегда сплачивает, формирует новое сообщество, новые взгляды и мнения. Позитивное ли это обсуждение или негативное, но в любом случае начинается взаимодействие, которого раньше не было.

Да, я тоже, что-то принимаю и понимаю из современного искусства, что-то нет. Художников, которые просто делают красивые картинки, много, но важно изучать и развивать то, что ты делаешь. Да, возможно, надо иногда идти на компромиссы. Но правильно  делать то, к чему люди еще не готовы, в этом и есть прогресс. И моя задача - двигаться и прогрессировать в моем стиле 3D. Например, в августе прошлого года на фестивале «Культурный код» в Одинцово я делал нестандартную работу - пластиковый пакет словно натянут на стену 20-этажки, в нем вырваны куски - глаза и рот - смайлик такой получился. А внизу стены нарисованы люди в люльке, которые начинают закрашивать этот холст.

Это как раз к вопросу о контрах между художниками и местными жителями, о том, что некоторые работы закрашивают. Также это о легализации того, что мы делаем, о создании чего-то нового в привычной для всех среде. Это нужно делать. Да, это провокация. Её поймет маленький процент. А большинство, скорее всего, согласятся с одним из комментариев о том, что людям придется жить в доме с мусорным пакетом... Без проблем: за время фестиваля было сделано более 30 работ, выберите себе любимую и любуйтесь. Но не будет развития там, где не делать то, к чему люди пока не готовы. Не случайно искусство часто сравнивают с наукой, которая тоже развивается благодаря исследованиям и новым открытиям. И стрит-арт нужно двигать. Почему-то именно в России есть такое убеждение, что рисовать на стенах — это плохо. А в советское время настенное искусство было нормой.

Природа - художник

- Но тогда, наверное, была больше популярна мозаика...

- И настенные росписи, и мозаика тоже. Она более перманентна. В Москве много мозаики с 60-х годов. Она, в отличие от краски, которая выцветает, сохраняется надолго. Сегодня мозаика возвращается, я бы тоже хотел попробовать что-то создать в этом направлении. Но пока работы хватает. Всё лето забито, расписано, даже от чего-то приходится отказываться, к сожалению.

- Тем более ценно, что Вы нашли время вновь приехать в Сатку. Спасибо за новую работу, удачи в поисках нового и развитии своего стиля. Будем ждать новых экспериментов!

- Кстати, всё новое — это не обязательно эксперимент или что-то уникальное. Психология зрителя так устроена, что во всём новом он ищет старое, знакомые черты, узнаваемые образы... В этом смысле очень легко и удачно заходит поп-арт: люди видят известные образы, бренды, героев мультфильмов и так далее. Такое проще понять. Такое больше нравится.

- А что «забытого старого» в Вашей новой абстракции?

- Невозможно сделать или создать что-то кардинально новое. Я, конечно, верю и надеюсь, что можно (улыбается). Всегда есть какой-то опыт, основа, отсыл к чему-то, что было до тебя. Много тридэшников, кто делал такие же вещи — ниши, внутри которых находится что-то объемное. И в велосипедах у меня такой же принцип. Только они еще и «выходят» наружу. А у новой работы совсем другие формы, и возможно они тоже перекликаются с тем, что делают в мурализме или диджитал-искусстве. Я не знаю, на что может быть похожа моя новая работа, но любые формы, какими бы новыми и нереальными они нам ни казались, уже созданы природой. И если поискать, их всегда можно найти в окружающем нас мире...

Анна Филиппова.

Фото Василия Максимова, Дениса Шакирова. 

2021

Хендрик Байкирх закончил работу над муралом – огромным монохромным портретом магнезитовца Виктора Баженова. За день до этого, 12 августа, в музее «Магнезит» состоялась встреча художника и героя его нового произведения. 

На встречу пришли не только представители саткинских СМИ, но и все кому, интересно творчество художника из Германии, который уже третий год приезжает в Сатку. В числе гостей был школьник Василий Суслов, который подружился с Хендриком еще в 2018 году, когда мастер монохромных фотореалистичных полотен создавал свою первую работу в Сатку - мурал «Мария и Арина» на фасаде дома №23 на улице Металлургов. А также ребята, участвовавшие вместе с Васей в проекте «Сатка Dreamville», который стал продолжением дружбы всемирно известного художника и детей, увлечённых уличным искусством и живописью. Работник шахты «Магнезитовая» Виктор Баженов пришел на встречу вместе с дочерью Екатериной, выпускницей ДШИ №1 им. Ю. А. Розума. Чувствовалось, что они волнуются и стесняются всеобщего внимания, но скоро диалог «вопрос-ответ» перерос в очень теплую беседу - по-дружески просто, искренне и открыто. 

А вопросов было очень много, в том числе и у Виктора, его интересовала предыстория проекта и, конечно, выбор художника: почему именно, он, а не кто-то другой «смотрит» на город и прохожих с высоты 9-этажного дома.

Встреча

Оказалось, что они впервые встретились на шахте «Магнезитовая». За несколько дней до начала работы Хендрик «путешествовал» в поисках персонажа по Саткинской производственной площадке Группы Магнезит. 

- Верю, что не я выбираю героев, а герои выбирают меня. Благодарен за то, что была возможность посетить производство, пообщаться с работниками компании и сделать выбор сердцем. Благодарен Виктору за доверие и оказанную честь - писать его портрет, за то, что он согласился сфотографироваться и дальше участвовать в проекте, - сказал Хендрик. 

- Мы вас увидели, когда вы шли на работу, - рассказала Валерия Цой, координатор культурных проектов фонда «Собрание». - Мы были на шахте не только в вашу смену, но и в другие, присматривались, общались, искали. Кто-то пробегал мимо нас очень быстро, и у нас не было возможности поговорить. Мы очень благодарны вам и рады, что именно вы остановились, выслушали нас. Хендрик заметили вас еще у автобуса, сфотографировал, а после того, как вы познакомились - выбрал вас. И только когда все было подготовлено к началу работ, мы узнали, что вы участвовали еще в одном проекте - в начале июля вас, оказывается, фотографировал Иван Куринной для выставки «Сатка: код города». Так случилось, что авторов совершенно разных проектов заинтересовали одни и те же люди - вы и Борис, сотрудник службы безопасности, которого Хендрик рисовал в 2019 году на большом полотне и показывал его на выставках в Европе. Два художника - один из Германии, другой из Москвы - обратили на вас свой творческий взгляд, это неспроста. 

Проснулся «звездой»

- Я-то думал, пару фото сделали и всё, а тут дошло до того, что автографы спрашивают, - улыбнулся Виктор, - я ж не думал, что все так серьезно будет!

- А кто вам первым сообщил, что вас рисуют, и какой была ваша реакция? - звучит вопрос Виктору.

- Представляете, часов 10 утра, я с ночи, только лег спать, звонит мой мастер Павел Нефёдов, он живет в соседнем доме с муралом. Чувствуется, волнуется очень: «Витя, тут, по-моему, тебя на доме рисуют! Ты понимаешь? Не передать словами! Это надо видеть! Это, наверно, после того, как  тебя сфотографировали!». Сообщил и выслал фото. Смотрю - каска моя, шлем, глаза мои… Вечером новое фото присылает - лицо полностью - точно я! Шок, что я мог еще почувствовать? 

- Тот самый случай, когда просыпаешься «звездой»! - звучит в ответ реплика гостей. 

- Сам я до сих пор рисунок, если честно, не видел. Сегодня туман, вчера автобус, на котором на работу езжу, быстро по улице проскочил. Мама из окна рисунок видит, он тут пониже живет. Ей очень понравилось. Брат младший ее специально свозил на место: «Вот, мама, сына твоего рисуют!». Ей приятно, сфотографировалась даже на фоне рисунка. 

- Хендрик видел вашу маму и брата, сказал, что вы очень похожи, - добавила Валерия. - А вчера к нам подошла бабушка, спрашивает: «Это Витя Баженов? Я его знаю!».

- И так много людей знает, а теперь вся Сатка будет знать, как из дома теперь выходить, не знаю, - шутит шахтер.

Уникальный случай

Отвечая на вопросы гостей встречи, Хендрик поделился, что он вновь создает работу в том месте, которое стало для него важным (Металлургов, 23 - ред.), стали дорогими и близкими люди, которые там живут, и атмосфера этого места, и все происходящее там. Он очень полюбил не только локацию, где начинал работать в 2018 году, но и город Сатку, где встретил прекрасных людей. Поэтому он рад сюда возвращаться и продолжать работать.

- Идея вернуться, зародилась давно или новый приезд состоялся из-за Года Германии? - звучит очередной вопрос. 

- Сравниваю себя с бумерангом, потому что люблю возвращаться в те места, где уже работал. Каждый раз, когда заканчиваю один проект, начинаю думать над следующим. И проект в Сатке - не исключение. И да - с одной стороны, мне очень помогло, что этот год объявлен Годом Германии в России, но, с другой стороны, по понятным причинам, были трудности с приездом, планированием и так далее. Поэтому я очень благодарен за помощь и поддержку фонду «Собрание».

- Сатка не единственный небольшой город, где вы сделали две работы в одной локации?

- Нет, но с Саткой - особенные отношения, я уже говорил о своих чувствах к этому уникальному городу. И здесь я впервые сделал две работы на фасаде одного дома, - ответил художник.

- Это, действительно, уникальная история: два мурала Хенрика на одном доме - это эксклюзив. Причем, они про разные истории - одна семейная, про связь поколений, другая - история про город металлургов и людей, которые здесь работают, - дополнила Валерия Цой. 

Работать руками

- Если смотреть за вашей работой в хронологии - кадр за кадром, кажется, что вдоль стены не люлька, в которой вы работаете, двигается, а струйный принтер печатает рисунок. Сегодня, кстати, появились технологии, позволяющие наносить рисунок на стены с помощью принтера. Если бы вам поступило предложение перенести ваш эскиз с помощью такой техники, вы бы согласились? 

- Сравнение процесса создания мурала с работой принтера - это часть истории творческого проекта, взаимодействия с людьми и городом. Действительно, по техническим причинам, крану нужно двигаться так же «поструйно» (слева направо, немного вниз и снова - слева направо), как принтер. Но, с другой стороны, это отдельная история процесса создания новых произведений, когда все начинается с загадки, первых набросков, потом все чётче и чётче начинает вырисовываться лицо… И даже наблюдение за работой - это тоже самостоятельная история - история сопереживания, которое, вероятно, хорошо созвучно финальному результату. Во всем этом тоже есть важный аспект взаимодействия между художником и городом, в котором он работает. И в данном случае, мне очень приятно проводить параллель между своей работой и работой Виктора, который много работает руками, поэтому я никогда бы не согласился создать рисунок с помощью принтера. Мне тоже очень важно работать руками и чувствовать особую связь со своим героем…

В продолжение темы человека труда Хендрик отметил, что сегодня, когда мир всё больше предлагает работу за компьютером или с минимальным применением ручного труда, очень ценится и уважается тяжелый физический труд, ответственная работа, как и у Виктора в шахте. 

Будущие художники

На вопрос, познакомила ли Сатка Хендрика с художниками, с которыми он продолжает общаться или встречаться на выставках и фестивалях, он ответил, что познакомился здесь с большим количеством будущих художников. И ему интересно, что они могут представить в будущем. В особенности Вася, который пришел на встречу.

- С нетерпением буду ждать его новые работы, - сказал Хендрик. - Я очень благодарен Сатке - городу, где получаю много самых позитивных впечатлений, где очень хорошо и который полюбил всем сердцем.

А новые работы юных художников не заставили себя ждать. Хендрик предложил своим маленьким друзьям почувствовать себя художниками и в буквальном смысле приложить руку к его работе, правда, на бумаге. Ребята вооружились цветными маркерами и дополнили монохромный портрет магнезитовца не только смелыми фантазиями, но и очень, важными, по мнению Хендрика, деталями. Например, фоном - динамичное небо и горы на горизонте. А кто-то стал автором настоящего яркого высказывания в стиле «поп-арт». И, кстати, многие начинающие художники пририсовали на спецодежде шахтера логотип Группы Магнезит. 

Планировалось, что некоторые детали детских рисунков Хендрик перенесет на свою работу, но - в том случае, если Виктор Баженов согласится с одним из предложенных вариантов. В итоге портрет остался таким, каким его создал художник. «Это очень сложная, деликатная, красивая работа мастера. Что-то добавлять, я бы не решился, это лишнее», - сказал Виктор. Хотя он с интересом посмотрел все рисунки детей, и часть из них долго обсуждал с автором своего портрета. Кстати, оригинал фотографии в цвете и в монохромном варианте, с которого создавался мурал, Хендрик подарил магнезитовцу, а также экземпляр своей новой книги и сувениры с символикой Года Германии в России. Но самым бесценным подарком для Виктора стало невероятное приключение - знакомство с художником и участие в его проекте, а для всех, кто пришел на встречу в музей «Магнезит», - незабываемый вечер, душевный разговор от чистого сердца. 

2021

В рамках Дней немецкой культуры в Сатке фасад школы № 5 украшен муралом. Рисунок, посвященный 150-летию со дня рождения философа, публициста, общественного деятеля Розы Люксембург, привлекает внимание зрителя яркими красками. Но вот сюжет многие из них воспринимают скорее, как сказочный: маленькая женщина среди роз – это Дюймовочка.

- Роза Люксембург была невысокого роста. Ее действительно можно сравнить с Дюймовочкой. Тем не менее, она проворачивала огромные дела, выступала за мирные изменение в структуре власти. Но вынужденно стала предводителем революции рабочих. Именно поэтому в саду она – самая алая из роз, - говорит автор работы, художница, иллюстратор из Екатеринбурга Наталья Пастухова.

Разглядывая мурал дольше, отмечаешь, что Розу окружают не только цветы, но и ладони, сжатые в кулак, словно нераскрывшиеся бутоны.

- Кулаки, поднятые вверх, – символ единения и один из символов революции. Они изображены среди роз, которые наделены шипами и, несмотря на свою нежность и привлекательность, могут за себя постоять, - продолжает Наталья и объясняет, почему решила изобразить Розу Люксембург. - Во время Дней Германии мы знакомимся с культурой страны, учимся видеть связи, существовавшие между нашими странами много лет. И, на мой взгляд, Роза Люксембург - одна из них. Она родилась в России, но жила за границей. Работала и отстаивала интересы граждан обеих стран.

2022

Новая работа московского художника Алексея Луки в Сатке стала ярким подарком городу и всем, кто увлечен спортом и активным отдыхом. Стену вдоль скейт-площадки на стадионе школы №14 украсила «уютная роспись», состоящая из разных «кадров», гармонично сочетающихся между собой и с окружающим пейзажем.

Процесс создания граффити занял три дня, а яркая композиция - более 50 метров опорной стены, отделяющей нижний уровень стадиона от его верхних площадок. Воплощая новую идею в жизнь, художник стремился превратить скучную серую бетонную стену в красивое, гармоничное пространство, по-домашнему уютное для ребят, катающихся на скейт-площадке. Работа выполнена по приглашению Фонда «Собрание» при поддержке Группы Магнезит и администрации Саткинского района.

- Это интересное место с хорошим потенциалом. Здесь достаточно симпатичный пейзаж, - говорит о своей новой работе Алексей. – Мне нравится, когда в городах появляются спортивные площадки. Чем больше таких общественных пространств, тем лучше. Кстати, здесь много детей катается на скейтах и самокатах. Со многими удалось пообщаться. Рад, что рисунок им нравится. Это будет отличный фон для фотографий. А про сам парк подростки говорят, что им хочется, чтобы парку уделяли больше внимания, следили за его состоянием.

- Стена, с которой Вам пришлось работать, не очень высокая и довольно протяжённая. Были сложности с таким объектом?

- Стена обычная, бетонная, единственная сложность связана с её пропорциями – она вытянутая. Всегда очень трудно делать такой вытянутый рисунок, поэтому он дробный, сегментированный.

- Напоминает смонтированные кадры…

- Да, поэтому, чтобы увидеть всю композицию, надо отойти на некоторое расстояние. Чтобы работа лучше и полностью воспринималась, вместе с окружением, зданиями на заднем фоне. Издалека рисунок смотрится по-другому, видно, что бежевые цвета перекликаются со зданиями и коричневыми рампами на площадке. Красный цвет у вас в городе самый активный, здесь он тоже самый яркий, акцентный, потому что он есть в окружении (вдоль лестниц и стены установлены красные поручни). Всего использовано 16 цветов. Хотелось, чтобы все было гармонично, чтобы работа перекликалась с пейзажем и архитектурой.

- Дети, которые здесь катаются, сказали, что нашли в геометрических фигурах свои «любимые формы» - скейта, колёс, модулей для трюков. Искали они и цифру 14, поскольку это номер школы, но нашли одну, которая похожа и на единицу, и на четверку…

- Это хорошо, каждый видит что-то свое, возможно, кто-то увидит больше. Я не делаю в работах привязки к месту, и номер школы здесь тоже не зашифрован.

- Чем займетесь после Сатки и обсуждаете ли новые проекты с Фондом «Собрание»?

- График работ давно составлен на все лето, это самый активный сезон, потому что много работ делается на улице. Поэтому и в Сатку было сложно выбраться, но я рад, что получил приглашение и вновь смог приехать, поработать в этом замечательном городе. Приехал к вам сразу из Петербурга, где в небольшом пространстве «Сад Бенуа» мы сделали две полубеседки, полулавочки - архитектурные объекты, называются «Домики для чтения». Из Сатки уезжаю в Москву, работать над несколькими выставочными проектами. Есть и новые проекты, которые мы обсуждаем с Фондом «Собрание», но пока об этих планах говорить не буду, надеюсь, наше сотрудничество продолжится.

Кстати, новая работа в Сатке – третья из тех, что Лука выполнил на спортивных объектах. Пожалуй, самая необычная из них - «Я - дома» - роспись площадки для игры в стритбол на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге.

НАША СПРАВКА:

Алексей Лука - московский художник, представитель искусства уличной волны в России, чей творческий метод обращен к абстрактной живописи, а также к переосмыслению модернистских традиций неопластицизма в городском пространстве. Алексей - автор масштабных муралов в рамках различных арт-фестивалей в России, Италии, Испании, Германии, Дании, Франции, Эстонии, Словакии, Марокко.

Мурал, выполненный в 2018 году на фасаде «Ангара» в Сатке во время фестиваля уличного искусства «Satka Street Art Fest», вошел в 100 лучших муралов России. Созданный в 2018 году арт-объект «Стайка 2607» признан лучшим по результатам народного голосования Всероссийской премии в области деревянной архитектуры АРХИWOOD. Еще одна работа Луки в Сатке связана с Группой Магнезит – это роспись тепловоза.

2023

Завершена работа по созданию нового мурала в Сатке: огромный кит «поселился» в доме №3 на улице 40 лет Победы.

Это совместный проект знаменитого путешественника Фёдора Конюхова, фонда «Собрание» и челябинского граффити-художника Тимура Абдуллаева (Бразила). Кит, изображённый на стене девятиэтажного дома в Западном микрорайоне города, - герой одной из картин Фёдора Филипповича (https://magnezitnews.ru/blog-435). Величественный гигант сопровождал его во время миссии в водах Тихого океана и на закате совершал особенный «ритуал» - поднимал хвост. Этот красивый «жест» в лучах красного солнца и воплощён в художественном образе.

На создание 27-метрового мурала по мотивам живописи Фёдора Конюхова у Тимура Абдуллаева ушло полтора дня.

- Впервые взаимодействую с Фёдором Конюховым, вернее, с его творчеством. До участия в этом проекте я не видел картины путешественника. А когда фонд «Собрание», с которым мы раньше уже сотрудничали, предложил вновь поработать в Сатке, почитал, посмотрел фотографии. Конкретно эта работа нравится тем, как она смотрится, картина интересна по текстуре, цветовому узору. Здесь красивые, живые линии, - говорит Тимур.

Кстати, в этих линиях есть некая игра. По мнению Тимура, если смотреть на рисунок издалека, проезжать мимо на машине или не приглядываться, то не «прочитаешь», что на стене дома изображен огромный красный кит, ныряющий в волны океана. А при более близком знакомстве всё становится очевидно и понятно.

Скорость, с которой работал художник, удивляет. Впрочем, Тимур, рисующий очень быстро и имеющий титул чемпиона по скоростному граффити, не придаёт особого значения тому, что справился с задачей в рекордно короткие сроки.

- Ничего сложного. Главное выполнить все этапы, самый важный из которых разметка – нанесение контуров рисунка на стену, и соблюдать технику безопасности. К тому же я работал с помощником. Алексей из Белоруссии, тоже создает граффити, показал ему Сатку, интересные места в городе, стрит-арт, в том числе одну из своих работ. Кроме того, повезло, что на объекте с нами знакомый водитель автовышки. Тоже Алексей. Мы работали с ним в Карабаше. И он уже знает специфику, понимает, что нужно делать. Обычно же автовышку поднимают и фиксируют на определённой высоте, а с нами нужно постоянно то вверх, то вниз «гонять», то двигаться плавно, вслед за линиями, - отмечает Тимур.

Новый мурал теперь открывает вид на трио одинаковых девятиэтажек на въезде в Западный микрорайон. А замыкает его «Мишка», как многие называют роспись, созданную швейцарскими мастерами стрит-арта (Nevercrew) в 2017 году. И объединяет эти два огромных настенных полотна центральный красный элемент. Совпадение? Говоря об этом моменте, Тимур отметил, что «красный и оранжевый – любимые и фирменные цвета Сатки».

Кстати, всего в картине с китом использованы 10 основных цветов и их оттенки. И на момент нашей встречи с художником работа была почти закончена. Оставались мелкие тонкости, такие, как тени, для придания объёма некоторым деталям рисунка. По словам создателей, он будет хорошо и долго держаться, так как стена с китом находится с северной стороны здания, и солнце на неё практически не попадает. Кроме того, предварительно были отремонтированы межпанельные швы, а на торце дома установлены светильники с холодным светом, поэтому они не повлияют на качество росписи.

КСТАТИ:

Хвост кита - это древний символ удачи и силы. В различных культурах он считается талисманом на удачу, обозначает успех, скорость, уверенность и чувственность.