×

Художник из Германии Хендрик Байкирх, участник второго Международного фестиваля уличного искусства «Satka Street Art Fest», заканчивает роспись фасада дома №23 на улице Металлургов в Сатке. Теперь это здание украшает необычное произведение в стиле граффити — огромный, но очень трогательный и добрый по своему настроению, портрет прабабушки с правнучкой.

На днях Хендрик встретился с представителями саткинских СМИ и рассказал о своей работе, о том, как выбирал персонажей для портрета, поделился впечатлениями и творческими планами.

Впервые в Сатке

- Господин Байкирх, расскажите, пожалуйста, как вы знакомились с нашим городом перед тем, как приехать и начать работу?

- Я всегда говорю, что это общая работа команды. И я очень благодарен организаторам фестиваля «Satka Street Art Fest» за большую подготовительную работу, проделанную к моему приезду. Мы почти год обсуждали и готовились к этому проекту. Одно дело, когда художник один просто приезжает в город, и другое — когда создаются подобные проекты. Когда я приехал, было все согласовано - по дому, по персонажам, закуплены все необходимые материалы, подготовлена стена для росписи. А это очень большая работа.

- Как вы искали героев будущего портрета?

- В данном случае было что-то волшебное. Я верю в магические вещи: иногда ты находишь фото, а иногда находят тебя.

Когда организаторы фестиваля предложили мне сделать скетч с собирательным образом саткинского жителя, я сказал, что могу приехать в Сатку, чтобы походить по улицам, посмотреть на людей, сделать зарисовки... Но это потребовало бы достаточно много времени, и поскольку у меня очень загруженный график, мне предложили сделать выбор на основе фотопортретов. Из более 40 фотографий людей старшего поколения, которые отобрали в редакции газеты «Магнезитовец», я выбрал два портрета — дедушки с внуком и прабабушки с правнучкой. И предложил организаторам поучаствовать в выборе героев, но они оставили выбор за мной.

- Почему вы выбрали женские образы? И почему в итоге рисуете двойной портрет? Ранее вы изображали только одиночных героев, и в основном это — мужчины...

- Когда я увидел эту фотографию, понял, что героинь не возможно разделить и даже представить их по отдельности. Одна без другой просто не может существовать. Их лица излучали свет. Это были эмоции. А для меня очень важны эти чувства, я верю своим первым ощущениям. Если меня это сразу заинтересовало, значит, всё получится, уверен в этом на 99 процентов. Так и случилось с нашим проектом. В итоге я, действительно, впервые рисую двойной женский портрет. И в нем есть движение - диалог между двумя поколениями.

От редакции: Предварительно организаторы встретились с родственниками героинь необычного портрета, получили их согласие на создание рисунка с изображением прабабушки и правнучки. Сейчас мы уже можем сказать, что героини портрета — это ветеран «Магнезита», труженик тыла Мария Перфильевна Фекличева («Магнезитовец» №6 от 19 февраля 2016 г) с правнучкой Ариной.

Кстати, Арина вместе с мамой Кристиной Александровной и бабушкой Верой Николаевной очень внимательно, с большим интересом и волнением наблюдали за работой Хендрика, познакомились с автором.

- Нам очень понравился и сам автор и его работа, - рассказывает Вера Николаевна Герасименко. - Общались мы с помощью переводчика, сфотографировались все вместе. Хендрик очень интересный, эмоциональный, доброжелательный и очень улыбчивый, простой человек. Совсем свой, словно родственник.

Каждый день наблюдали за его работой — это уникальный случай. Предложение рисовать потрет моей мамы и внучки было очень неожиданным и волнительным. К сожалению, мамы не стало два месяца назад. А в конце мая мы узнали о таком знаковом и важном для всей нашей семьи событии.

Я даже не знала, как буду реагировать, ведь рана совсем еще свежа. Но сейчас, мне видно портрет даже из окон спальни (мы живем на Индустриальной), и я каждое утро здороваюсь с мамой. Впечатления — незабываемые и только положительные, несмотря на возникающие сложности: люди по-разному реагируют, к сожалению, приходится слышать и негативные вещи. Поэтому спасибо организаторам и вам, что рассказываете нашу историю, объясняете, как такой портрет появился в нашем городе. А Хендрику — огромная благодарность за его удивительное творчество.

Выразительный монохром

- Как вы пришли к своему стилю? Почему вы создаете крупные портреты в монохромной палитре?

- Такие рисунки, как черно-белые, старые пленочные фотопортреты. Они более контрастные, поэтому лучше показывают эмоции. Цвет может отвлекать, а черно-белое изображение все отражает более четко.

- Как вы переносите изображение с маленькой фотографии на такую большую стену? Вы используете проектор, или это особая техника, профессиональный секрет?

- Нет, я не использую проектор, а рисую портрет по частям. Стена же состоит из блоков. Самое главное найти персонажа, которого интересно рисовать, а технически всё просто, если вы можете представить все элементы портрета в пространстве. Нужно не бояться размеров, не бояться высоты и понимать, как будет выглядеть рисунок на расстоянии. Граффити - это искусство, которое создается в общественных местах. Оно, конечно, отличается от искусства, которое представлено в закрытых пространствах, в музеях, например.

- Для вас важно окружение портрета? Звуки, люди, то, что происходит вокруг дома, природа, общий фон?

- Безусловно. Сейчас я работаю на объекте, который является домом, где живут люди. И создавая рисунок, я захожу в их пространство и окружающую территорию. Это особая история. Например, в музеях мы первостепенно видим сам объект, который отделен от реальности, и ничто не мешает его восприятию. А для меня общение с детьми, с местными жителями - это вовлечение в их историю, и вовлечение их в мою работу. Это важная, интересная и неотъемлемая часть творческого процесса. Когда люди приходят посмотреть выставку, они видят только работы. А здесь они могут наблюдать за тем, как всё происходит, от начала до завершения.

- И как реагируют местные жители на ваше творчество?

- С первых дней я почувствовал, что им нравится процесс создания картины. Всё происходит в связке событий — когда приходят взрослые, когда дети окружают вышку и ждут, когда я спущусь вниз. Они не говорят по-английски, но это не мешает нам общаться. Они угощают конфетами, постоянно задают вопросы. Некоторые специально выучили несколько английских слов. Однажды они попросили расписаться им на ладошках. Но организаторы фестиваля сделали для них открытки с видами города, каждый ребенок назвал свое имя, и я подписал ему открытку. Все очень довольны таким живым общением.

- Рассматривали ли вы другие варианты размещения рисунка, кроме дома на улице Металлургов?

- Да, это был целый процесс. Изначально обсуждался другой дом, но сейчас я уверен, что выбрана идеальная локация.

- Сам дом очень яркий, оранжевый. Как вы считаете, как отразится такая цветовая гамма на эмоциональном восприятии портрета?

- Черно-белый рисунок будет более контрастно смотреться на таком фоне.

Каждый персонаж - особенная личность и история

- Какая из ранее созданных работ для вас наиболее важна, возможно, за ней стоит история персонажа, которая вас особенно впечатлила?

- Для меня каждая работа особенная. Потому что за каждой из них стоит определенная история, в которую я полностью погружаюсь. Но иногда у меня складывается такое мнение, что я сделал одни работы лучше, чем другие. Но жизнь такая и есть: ты можешь очень хотеть чего-то, пытаться бороться, что-то желать, но не всегда ты достигаешь 100-процентного успеха. Тогда я верю, что это происходит по какой-то причине, не просто так.

- Все ваши герои — это люди зрелого возраста. Почему вы выбираете именно таких персонажей?

- Это мое отношение к красоте. Она ведь неоднозначна. Для меня важна не внешняя, а внутренняя красота. И морщины для меня - это доказательство жизни, значит, человек жил, чувствовал...

- Как вы считаете, уличное искусство влияет на изменения окружения, история таких работ получает продолжение?

- Мне кажется, что искусство всегда влияет на окружение. Плохо, когда оно не вызывает никаких эмоций, когда людям все равно. Но даже если людям это не нравится, это тоже мнение и повод для обсуждения.

- Вы всегда работаете один? Или у вас есть совместные проекты с коллегами?

- Если бы стена была очень большая, я бы воспользовался помощью ассистента. Сейчас стена, на которой рисую, хоть и не маленькая, но я работаю достаточно быстро, потому что получаю колоссальное удовольствие от процесса. Хотя я не всегда работаю один, были и планируются совместные проекты с другими художниками — как работы над фасадами, так и совместные выставки.

- Что означает ваш псевдоним "ECB"?

- В культуре граффити у художников всегда были хорошо звучащие имена — псевдонимы. И когда я придумывал свой, решил, что будет прикольнее, романтичнее и интереснее, если это будет просто набор букв, ни с чем не связанных. И каждый сможет придумывать что-то свое. Но на самом деле это не имя, и не аббревиатура, в этих буквах нет никакого смысла. Это некая игра, некая загадка.

Небесное притяжение

- Вы не первый раз в России, может быть, у вас появились какие-то любимые места или объекты, где хочется реализовать новые творческие идеи?

- В моем паспорте очень много российских виз, но я хочу еще не раз сюда вернуться. На данный момент Сатка - одно из любимых мест в России. Здесь у людей очень красивые души, и здесь потрясающее, очень красивое небо. Хочется сесть и наблюдать за ним. Оно постоянно меняется и завораживает.

- И все же есть ли у вас идея, которую хочется воплотить в России и, возможно, вновь в нашем городе?

- На данный момент нет конкретных идей, но всегда есть несколько задумок, которые хочется реализовать в будущем. Я бы хотел пожить в России, чтобы реализовать здесь какие-то новые идеи.

- Были ли в вашей практике курьезные случаи?

- Раньше, когда не было мобильных телефонов, было сложнее. Например, когда у машины (автовышки — ред.) заканчивался бензин, приходилось подолгу ждать, сидя в люльке, когда тебя спустят вниз.

- А что важно наверху? С чего вы начинаете работу, как настраиваетесь, что слушаете во время работы — музыку, а, может быть, ветер или сам город?

- Ничего особенного я не делаю. Сначала пью кофе, а когда поднимаюсь наверх, не знаю, все ли пройдет гладко. Я не очень стараюсь управлять процессом, потому что погружаюсь в него, для меня важны эмоции и чувства.

- Вы следите за судьбой своих работ, что с ними происходит в дальнейшем?

- Да, недавно был в Корее, смотрел как «поживает» мой «Пожилой рыбак». (Самое большое граффити в Азии на небоскребе в городе Пусан, Южная Корея. Август 2012 года - прим. ред.). Иногда я специально приезжаю в города, где работал, иногда мне присылают фото. Когда работа находится не в галерее, а на улице, она состаривается, может выгореть. Но это не утрата, это ее история, это знак жизни. 

- Какие планы после Сатки?

- Поеду в Нью-Йорк (и по делам, и отдохнуть), а затем — в Марракеш, где в ближайшее время у меня будет большая выставка.

- Вы много путешествуете, что оставляете для себя от поездок? Что вам дорого?

- Самое главное - это память, впечатления и воспоминания.

От редакции: Нам остается только добавить, что Международный фестиваль уличного искусства «Satka Street Art Fest» проводится при поддержке Фонда «Собрание», который на протяжении нескольких лет реализует в Сатке социокультурные проекты. Организаторы фестиваля постоянно ищут новых партнеров. В этом году они получили финансовую поддержку Фонда президентских грантов РФ. Организационную поддержку оказывает администрация Саткинского муниципального района. При этом принципиально не используются бюджетные средства и тем более средства собственников жилых домов ни в ходе подготовки, ни в ходе проведения мероприятий фестиваля. Организаторы берут на себя все расходы, связанные с подготовкой будущих «холстов» - реставрируются швы на фасадах зданий, поверхность стен грунтуется, благоустраивается прилегающая территория.

Источник Магнезитовец

Анна ФИЛИППОВА, фото Василия Максимова.