×

Новый объект, новый стиль, новая визуальная коммуникация – каждый последующий проект второго международного фестиваля Satka Street Art Fest вносит изменения не только во внешний вид Сатки, но и в ее культурный код, расширяя границы и создавая новые образы.

Стиль, в котором работает художник из Нидерландов ZEDZ, украшает стены по всему миру и известен в стрит-арт среде уже 20 лет. Теперь его можно увидеть и на фасадах Сатки.

Пионер граффити

Рональд ван дер Фут, чаще всего известный под псевдонимом ZEDZ, родился в Нидерландах, в городе Лейден в 1971 году. После окончания старшей школы несколько лет рисовал в публичных пространствах. Затем поступил в знаменитую Академию искусств и дизайна им. Геррита Ритвельда по специальности «Графический дизайн» в Амстердаме, окончил которую в 1998 году. С того дня работает как свободный художник и дизайнер.

Зедз является одним из пионеров европейского граффити: он начал писать на стенах свой псевдоним в конце 1980-х и говорит, что его любовь к типографике и творчество в целом до сих пор тесно связаны с данной субкультурой.

В своих работах он стремится сочетать граффити, типографику, архитектурные формы, элементы графического и промышленного дизайна. Он активно экспериментирует с различными материалами и техниками и выставляет свои работы в разных странах мира. Зедз работает на стыке архитектуры, дизайна, стрит-арта и граффити, преобразования публичных пространств, философии, моды, робототехники, физических экспериментов, интерактивного дизайна. 

50-50

Визуальный стиль Зедза очень узнаваем. Его техника - словно вырезанные острым лезвием сетчатые узоры в слоях яркого цвета, которые, накладываясь друг на друга, создают особый рисунок, глубину и темп. Хотя настоящим лезвием настоящие листы он тоже вырезает, собирая свои деревянные, бумажные, металлические проекты для галерей и выставок. Муралы Зедз создает при помощи только лишь строительного уровня и краски.

Дизайн узора для двух трансформаторных будок рядом с дворцом культуры «Магнезит» – это результат двух десятилетий абстрактной типографики, которая превратилась в абстрактный визуальный язык. Мурал содержит в себе прямые отсылки к архитектуре объектов и их элементам. Переосмысливая и реконструируя в цвете эти элементы – прямые углы декора, его рельеф – художник оставил половину зданий не окрашенными. 50-50. Чтобы оставался виден их подлинный облик, их архитектурная суть и аутентичность, которой так дорожит Зедз.

В работе намерено использованы цвета, которые не присущи этому району – синий, оранжевый, желтый, красный, зеленый – в противовес классическим, пастельным тонам жилых домов и здания ДК.

Маленькие спутники

Постоянные спутники проектов фестиваля – дети. Проникнувшись новым видом искусства – стрит-артом - они приходят на каждый объект, чтобы познакомиться поближе с художником – его работой, другим стилем, другой культурой. Эти трогательные и удивительные по своей силе истории начались с работы на фасаде жилого дома. Немецкий художник Хендрик Байкирх своим стилем, отношением и общением первым вдохновил юных саткинцев, жителей этого дома, на творчество, так несвойственное озорным любителям погонять мяч после школы.

Дети очень увлечены новыми проектами и с нетерпением ждут каждого следующего гостя с кистью или спреем. Они уже знакомы со многими иностранными и российским художниками и все больше вовлекаются в процесс. Теперь собираясь на объект, они берут с собой русско-английский разговорник, чтобы самостоятельно задать художнику вопросы, запасаются угощением, которое разделят с художником и всей своей компанией. Теперь они терпеливо ждут у автовышки, пока художник закончить часть мурала и спустится вниз. А в конце дня собираются, обсуждают увиденное и придумывают темы для своих будущих совместных рисунков.

Новые жители старого завода

С бокового фасада Ангара (бывшего цеха по ремонту БелАЗов на территории старого завода «Магнезит») на дымящие трубы производства смотрят «охранники завода» - три робота-с-оружием, три граффити из букв «ZEDZ» в корпоративных цветах Группы Магнезит. Это заключительная и самая большая по размеру серия роботов из его личного творческого проекта «Triple trouble». Такие граффити он рисует давно – буквы его псевдонима очень складно составляют модули «тел» роботов. Серия «Trouble» - визуальный рассказ о приключениях художника, его творчестве и процессе творчества. В своем «Инстаграме» Зедз выкладывает уникальный короткий фильм о каждой серии «Trouble». И фильм о саткинских роботах тоже скоро появится. 

Зедз решил создать роботов сразу после того, как закончил работу на трансформаторных будках. Организаторам осталось только предложить ему подходящую локацию. Будущая арт-площадка города, место для творчества и поиска новых форм и смыслов подходила лучше всего. Именно с граффити Зедза началось визуальное оформление приангарной территории по проекту Ангар18. Он также создал несколько проектов цветового решения для объектов у Ангара. Некоторые его предложения уже реализованы в этом году.

Фото Александра Андриевича, Василия Максимова, организаторов.