×
афиша
  • Что везет локомотив?

16.08–16.08

Международный фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest в этом году бьет рекорды: по количеству участников и созданных работ, по продолжительности и необычным форматам. Радует и тот факт, что художники к нам возвращаются и с удовольствием делают для города новые работы. 

Вернулся в Сатку и Рональд ван дер Вут из Нидерландов (ZEDZ) . В этом году он создал несколько объектов - и в центре города, и на территории Группы Магнезит. В дополнение к проекту «50-50», выполненному в прошлом году на двух трансформаторных будках рядом с ДК «Магнезит», ZEDZ расписал в своем авторском стиле абстрактной типографики их нового «соседа». Теперь гараж, появившийся здесь весной, органично вписался в цветное трио. А в железнодорожном цехе «Магнезита» благодаря творчеству художника изменился еще один тепловоз (напомним, первый «примерил» яркую цветную обновку от французского художника Nebay), а на воротах депо появились роботы-охранники.

Роботы зовут?

- Рад, что меня вновь пригласили в Сатку. Был здесь в прошлом году, и у меня остались очень хорошие воспоминания, - делится ZEDZ. - Ваш город отличается от тех городов, в которых я провожу много времени. Он по-своему прекрасен, интересен и необычен. Вокруг Сатки о-о-очень много пространства, горы, леса… Откуда я родом, там все максимально компактно. Нидерланды - это страна апартаментов, квартир, дома стоят близко, впритык друг к другу. И мне нравится, что ваш город разделен на три части, это тоже очень интересно: везде своя жизнь. Я наслаждаюсь ощущением от города, его маленькими, низенькими домами (где у людей есть свои огороды), улочками, особой атмосферой, уютом.  

- Думала, Вы скажите, что в Сатку Вас «позвали» роботы. Они или другие работы «зовут» вернуться?

- Я мечтаю их увидеть! Но есть такая вещь: я ухожу, а роботы остаются. И то же самое со всеми моими работами: я прихожу на место, рисую, ухожу, а они остаются…

- Но к проекту «50-50» у ДК «Магнезит» Вам пришлось вернуться.

- Вернулся, чтобы сделать маленькое дополнение к трансформаторным будкам, которые расписал в прошлом году. Мне нравится, что я сделал эту работу в общественном пространстве, и люди проходят и видят ее. Это отличная история, а не так, что работу закрывают в ограниченном пространстве и нужно специально прийти туда, чтобы посмотреть. Здесь же моя работа, которая связна с архитектурой, фактически живёт в городской среде, среди строений, живёт среди людей.

15 на 85 

Наш разговор состоялся в ЖДЦ, когда ZEDZ только начал свою новую работу, воплощая эскиз с росписью тепловоза в реальность, сохраняя свой стиль, но используя при этом корпоративные цвета Группы Магнезит.

- Мне кажется, эти цвета очень хорошо сочетаются и за пределами компании. И история с локомотивом получит свое продолжение, свой путь. Потому что это не статичная работа, она будет двигаться. И при этом не будет смотреться контрастно, а впишется во всё то, что ее окружает, - считает автор.

- Она станет продолжением проекта «50-50»?

- Я бы сказал, что это 15 на 85 (художник оставил 15% прежней металлической поверхности тепловоза - ред.). Мне бы хотелось оставить эти фрагменты - это то, что я привношу в свою работу. Не оставляю, а делаю наложение истории локомотива и истории нового творческого замысла. И то аутентичное состояние, в котором был этот поезд, только украсит мою работу. Потому что я хочу, чтобы поезд вёз искусство, и был не только его перевозчиком, но и олицетворением. И если бы я полностью «зашил» его работой, мы бы потеряли поезд как таковой, и получилась бы только работа.

Поэтому я не буду трогать окна, элементы с надписями - все они сыграют свою роль в общей работе. И мне не нужна идеальная поверхность, иначе тогда я бы рисовал картину, которую обрамляют и вешают на стену.

- Это первый поезд в Вашей творческой истории? 

- Я делал работу для французской компании-перевозчика. Но там была совершенно противоположная история - пассажирский поезд. Мне нужно было расписать 25-28 метров за 3 часа 45 минут, потом поезд уезжал, поэтому время было ограниченно. А нелегальных работ на поездах, конечно, было очень много.

Есть мнение:

Александр Клепальский, слесарь по ремонту подвижного состава ЖДЦ:

- Мы уже привыкли, что к нам в цех приезжают иностранцы. Каждую неделю - новый иностранный художник. Работа Зедза мне больше нравится, чем творчество его французского коллеги. На мной взгляд, такая абстракция - с геометрическими и более прямыми формами больше подходит к технике. Была б моя воля, весь вагонный парк отдал бы художникам.

 

Рональд ван дер Вут, чаще всего известный под псевдонимом ZEDZ , родился в Нидерландах, в городе Лейден в 1971 году. После окончания старшей школы несколько лет рисовал в публичных пространствах. Затем поступил в знаменитую Академию искусств и дизайна им. Геррита Ритвельда по специальности «Графический дизайн» в Амстердаме, окончил которую в 1998 году. С того дня работает как свободный художник и дизайнер.

ZEDZ - один из пионеров европейского граффити: начал писать на стенах свой псевдоним в конце 1980-х и говорит, что его любовь к типографике и творчество в целом до сих пор тесно связаны с данной субкультурой.

В своих работах он стремится сочетать граффити, типографику, архитектурные формы, элементы графического и промышленного дизайна. Активно экспериментирует с различными материалами и техниками и выставляет свои работы в разных странах мира.

В прошлом году, участвую в фестивале Satka Street Art Fest  ZEDZ создал работу «50-50» - расписал две трансформаторные будки рядом с ДК «Магнезит». Мурал содержит в себе прямые отсылки к архитектуре будок. Переосмысливая и реконструируя в цвете их элементы – прямые углы декора, его рельеф – художник оставил половину зданий не окрашенными. 50-50.

Второй проект реализован на территории арт-площадки «Ангар». На боковом фасаде Ангара ZEDZ оставил своих роботов. Три робота-с-оружием - три граффити из букв «ZEDZ» в корпоративных цветах Группы Магнезит. Это самая большая по размеру серия роботов из его личного творческого проекта «Triple trouble». Такие граффити он рисует давно — буквы его псевдонима очень складно составляют модули «тел» роботов. Серия «Trouble» — визуальный рассказ о приключениях художника. Кроме того, ZEDZ предложил несколько цветовых решений для маркировки территории вокруг Ангара. По его проекту превращены в арт-объекты осветительная вышка у входа в здание, промышленные катушки, которыми разграничена площадка для open-air мероприятий, и бывшая кислородная будка, которая стала небольшой галереей уличного искусства. 

Источник - Магнезитовец

Фото Анны Филипповой, Валерии Цой, Дениса Шакирова.