×
проекты
  • Мозаики на остановках
    Мария Ларичева и Мария Волохонская

Год создания проекта: 2017

Мария Ларичева и Мария Волохонская - художницы из Москвы, оформившие мозаиками из местных пород камней четыре остановочных комплекса в Сатке. 

В 2017 году в рамках второго архитектурного фестиваля "Моя Сатка" Мария Ларичева и Мария Волохонская при активном участии местных волонтеров украсили мозаикой под названием "Человек и птица" остановку "Вокзал" в старой части города. В 2018 году в рамках третьего архитектурного фестиваля "Моя Сатка" художницы выполнили самую масштабную и кропотливую мозаику в Сатке - каменные полотна "Осень. Дирижабль" и "Летний день в Сатке" в Западном микрорайоне. В 2021 году художницы украсили еще один остановочный комплекс - «п. Первомайский». Из-за близости к Каргинскому парку, темой мозаики художницы выбрали связь человека с природой. В 2022 году на остановке «Малая Запань» Марии создали мозаику "Кораблик".

 

2017

В Сатке подошел к концу очередной сезон архитектурного фестиваля. Его участниками стали как зарубежные и иностранные эксперты, так и неравнодушные к облику города волонтеры. Они объединили усилия и за последние несколько месяцев добавили городу несколько интересных объектов.

Масштабные изменения начались в этом году с 21 мая. Организаторы фестиваля «Моя Сатка» пригласили сюда архитекторов, дизайнеров и стрит-арт художников из России, Италии и Швейцарии. Работы на этот сезон было много: предстояло не только привести в порядок то, что было создано год назад, но и воплотить в жизнь свежие идеи. Куратор фестиваля Егор Ларичев не скрывает: участники рискнули взяться за более масштабные проекты – и не прогадали.

Пожалуй, у каждого участника фестиваля теперь есть фото со сфинксами. Деревянные фигуры на площадках фестиваля символизируют грядущие изменения, которые затронут городскую среду Сатки.

На набережной городского пруда появился бетонный дольмен: швейцарский дизайнер Дмитрий Бэлер с помощью волонтеров украсил стену мозаикой из доломита и магнезита. Впоследствии она трансформировалась в необычного вида остановку общественного транспорта. Мозаичную технику применили также на еще одной остановке города. Ее эскиз предложила московская художница Мария Волохонская.

Затем на набережной были установлены вазоны размером в человеческий рост. По замыслу авторов – швейцарских дизайнеров Адриена Роверо и Кристофа Фуада – вазоны напоминают доменные печи. Благодаря директору ботанического сада Челябинского государственного университета Веры Меркер, в гигантских цветочных горшках «поселились» деревья, которые хорошо адаптируются к уральскому климату.

Еще одной площадкой фестиваля стала так называемая «Руина» - заброшенное место рядом с ДК «Магнезит», оставшееся после снесенного жилого дома. За «Руину» взялся московский архитектор из бюро «Контора» Игорь Апарин. Деревянные паллеты, проволочная сетка и горная порода крупной фракции – и вот уже участок превратился в место для проведения массовых городских событий. «Руина» легко трансформируется в зависимости от формата мероприятий. Здесь уже провели фотовыставку швейцарского архитектурного фотографа Ан-Лор Ле Ша, «Соседскую ярмарку». Также на «Руине» открыли уличную художественную выставку «Фантастика». К удивлению зрителей, произведения пятидесяти современных художников экспонировались прямо под открытым небом.

В этом году фестиваль «Моя Сатка» координировали Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание», городская администрация, а также швейцарский совет по культуре «Про Гельвеция» и Итальянский институт культуры в Москве. Но мероприятие такого уровня было бы невозможно без того вклада, который привнесли десятки волонтеров и их наставники. Вместе они доказали, что менять окружающее пространство к лучшему может каждый. А значит, фестиваль «Моя Сатка» обязательно вернется в 2018 году.

2018

В августе-сентябре-октябре в городе проходит фестиваль городского развития «Моя Сатка», в котором при активной поддержке волонтеров города участвуют художники, дизайнеры и архитекторы из Москвы, Красноярска, Екатеринбурга и Челябинска, а также зарубежные гости.

Более чем двадцатидневный марафон по созданию двусторонней монументальной декорации остановочного пункта маршрутных такси в микрорайоне «Западный», который провели московские художницы-монументалисты Мария Волохонская и Мария Ларичева, сопровождался мероприятиями «Уличной школы мозаики» – открытыми уроками, работой с материалом, практикумами на свежем воздухе. 

В результате получилось два мозаичных панно общей площадью более 25 квадратных метров, посвященные метафизике перемещения в пространстве. Мозаики выполнены из минералов Саткинского района – кроме магензита и доломита уже привычных и знакомых саткинцам по производственным площадкам и отвалам, здесь обнаруживаются сидерит, брусит, железняк и даже экзотический боксит – источник алюминия и редкоземельных металлов. 

Проект остановочного узла разработан архитектором из Москвы Дмитрием Барьюдиным уже знакомым саткинцам по архитектуре Музея «Магнезит» и деревянным сфинксикам, украшающим берег городского пруда и обнесенную стенами из сетки площадь «Руину».         

Еще один монументальный объект – мозаику выпускницы Строгановской Академии Александры Спиридоновой вместе с волонтерами удалось перенести на стену трансформаторной будки в самом центре Сатки. Блестящая разработка общего композиционного решения декоративного оформления объекта малых архитектурных форм, позволило волонтерам внести в него свою творческую лепту. 

В конце октября 2018 года в районе нижней проходной промышленной  площадки Группы «Магнезит», ведущей к бывшему Цеху ремонта БЕЛАЗов, появится скульптурный объект Алексея Лучко, в мире стрит-арта известного как Luka. Семиметровый архитектон из двух кубов, поставленных друг на друга, в сочетании своих фактур напомнит жителям Сатки о стайках, которые еще недавно были неотъемлемой частью городского пейзажа.

Объект Луки будет маркировать въезд на территорию, которая с этого года станет драйвером городских изменений в Сатке – знаменитый и уже полюбившийся в день Металлурга горожанам Ангар ремонта БЕЛАЗов и окружающая его территория с раннего лета начнут принимать в себя культурные активности, города и группы «Магнезит». 

Для того чтобы исследовать потенциал участка и суммировать все мысли по его развитию возникли в последние годы в начале августа был организован проектный семинар «Ангар 18», в котором участвовали архитекторы Дмитрий Барьюдин, Михаил Лабазов и куратор архитектурной части фестиваля Егор Ларичев, автор этих строк. 

Помимо концепции развития территории на перспективу следующего года, был разработан план мероприятий по «шоковой» гуманизации территории в рамках фестиваля 2018. Фасад масштабного здания  Ангара украсила графика Луки; осветительную вышку декорировал абстрактным орнаментом голландец Zedz; его же роботы украсили боковину ангара. На прилегающей территории появились разноцветные катушки из-под кабеля; в ходе мероприятий уже ставшей традиционной «Пере-сатки» группой дендрологов из Челябинского государственного университета под руководством Веры Викторовны Меркер и саткинскими волонтерами были рассажены по бочкам растения, которые станут объектами зеленой «живой навигации» на территории рядом с Ангаром; перед Ангаром также появилась небольшая галерея уличного искусства «Кислородная будка», снабженная ступенями-амфитеатром, построенным деревянным мастером из Советской Гавани Денисом Ильбейкиным. Первая выставка, открывшаяся здесь – персональное шоу Васи Суслова, саткинского художника 8 лет, которого вдохновил на творчество немецкий стрит-артист Хендрик

Скульптурная группа «Два духа» швейцарского скульптора Флориана Графа, участника 4 Индустриальной Биеннале в Екатеринбурге, произведенные Департаментом инновационной продукции группы «Магнезит» из огнеупорного бетона, представляющие собой антропоморфные колонны, чем-то схожие с матрешками, установленные в рамках фестиваля, молчаливо, но, казалось, участливо наблюдали за коллективными попытками участников фестиваля привести приангарную территорию в порядок. Молчаливые камни сада, возникшего здесь же тоже, казалось, ждали своей очереди, чтобы заговорить с горожанами.  Столы и стулья из палет, открытый бар «У робота», большая скамейка у входа в Ангар довершали картину моментального благоустройства, полную спонтанности, гедонизма и веры в возможность изменений. 

Финал фестиваля вышел символическим: внутри Ангара на козловом кране абстракционист из Красноярска Александр Закиров установил при физической поддержке куратора фестиваля буквы «Моя Сатка». Таким образом, символически был зафиксирован факт – у фестиваля появился дом, точнее даже не просто дом, а целый Ангар. Что именно это означает, скоро узнаем. «Опыт спонтанной гуманизации пост-индустриальной территории» получился исключительно продуктивным. Спасибо всем! 

Фестиваль в этом году проходит при поддержке городской администрации Сатки, Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» и Фонда Президентских грантов.

2021

Московские художницы Мария Волохонская и Мария Ларичева завершили мозаичное полотно, которое украсило новую автобусную остановку «п. Первомайский» (рядом с городским парком).

- Три недели ровно, не считая подготовительных работ. И в снег, и в холод. В общем, это было мощно! – коротко прокомментировала итог работы Мария Ларичева. Напомним, мозаика, созданная из местного материала, преимущественно из магнезита, доломита и брусита, отражает тему природы и человека. Художницы сделали составное полотно – это своеобразный диптих из двух сюжетов. В центре одного человек и птица, а главная героиня второго – девушка на качелях. «Они словно стремятся навстречу друг другу. И создается ощущение раскрытой книги или ширмы», - отметили Марии.

В ближайшее время будет выполнено благоустройство остановочного комплекса, чтобы он был максимально функционален в использовании.

2022

Художницы Мария Ларичева и Мария Волохонская завершили работу по оформлению автобусной остановки «Малая Запань» мозаикой из местных горных пород.

Новый арт-объект авторы мозаики назвали «Кораблик». Кстати, главный герой рисунка выполнен из белоснежного сибирского магнезита. А дополнением в каменной палитре стали доломит и диабаз.

Идея «расписать» стены остановки каменной россыпью, которая собирается в доминанту полотна – бумажный кораблик – объясняется внешним окружением. По словам Марии Волохонской, за остановкой достаточно насыщенный, динамичный фон - за ней проезжают поезда, находится пруд, горы, лес…

- Делая эскизы, мы отталкивались от условий местности, пейзажа, - говорит Мария Волохонская. – Мне хотелось, чтобы объект получился большим, но простым, цельным и состоящим из множества деталей. Так появился кораблик, это было формальным решением: большая площадь мозаичного полотна ломается за счёт конструкции объекта, но с расстояния рисунок смотрится единым целым.

Получилось двойное изображение: на «лицевых» стенах остановки частично повторяется рисунок корабля, который занял почти всё пространство внутренней стены. Кстати, именно в этой части работы приняли участие юные геологи, приходившие к художницам в гости.

- Классные ребята, развеселили нас немного, с интересом расспрашивали о работе, попробовали камни колоть и мозаику выкладывать – маленькие, бодрые, задорные. Также нас навещал Николай, местный житель, бывший водитель БелАЗа, угощал нас кофе, подбадривал – спасибо ему большое за доброту и заботу, - рассказали Марии и добавили, что впечатлений им добавила погода. Особенно то, что в последний день, когда они завершали мозаику, выпал снег.

- Во-первых, хорошо, что он пошёл под конец работы. А, во-вторых, это было очень красиво! Всё сразу срослось в единую гамму: белый снег в осеннем лесу, и на этом фоне наша мозаика – в бело-желтых и бежевых тонах. Смотрится очень здорово!

Наш фотограф как раз запечатлел этот момент. А если с противоположной стороны дороги смотреть на остановку чуть с большего расстояния, создаётся иллюзия: белый кораблик «скользит» по «волнам» осеннего пейзажа.

НАША СПРАВКА:

Работа выполнена при поддержке Фонда «Собрание», Группы Магнезит и администрации Саткинского района. Это четвёртый остановочный комплекс, который оформили в Сатке Мария Ларичева и Мария Волохонская. Пятый объект, также созданный в мозаичной технике из местного камня, был сделан художником из Швейцарии Димитри Бэлером, который работал вместе с волонтёрами на фестивале «Моя Сатка» в 2017 году