×
проекты
  • Сатка
    Постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале современного искусства

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — один из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в Российской Федерации, участие в котором приняли более 300 художников из 52 стран. 

В 2015 году Сатка впервые стала арт-резиденцией 3-й Уральской биеннале современного искусства. На Сатке остановил свой выбор известный итальянский скульптор Якопо Мандич, создавший арт-объект "Взрыв" из металла, магнезита и доломита, скульптуру из периклаза и работу «До последнего камня», которая была представлена в Екатеринбурге на итоговой выставке биеннале.

3 октября 2016 Фонд «Собрание» и Уральский филиал Государственного центра современного искусства подписали соглашение о создании Постоянной резиденции Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Челябинской области, г. Сатке.

За эти годы в Сатке работали такие мировые знаменитости, как итальянский скульптор Якопо Мандич, швейцарская художница, перформер и скульптор Катя Шенкер, французские художницы Леа Барбазанж и Ольга Киселева. В 2021 году к списку художников, работавших и проживавших в Сатке, присоединились Василий Кононов-Гредин и Андрей Оленев. 

Результатом пребывания и работы в саткинской арт-резиденции 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства Леи Барбазанж стал метафорический портрет города и Карагайского карьера. В городе прошла выставка работ, состоящая из инсталляций, созданных художницей в результате знакомства с городом и его фактурой. Якопо Мандич в рамках биеннале представил скульптуру “До последнего камня”. Особенностью пребывания Мандича в городе стала организация индивидуальной мастерской на заводе для художника с предоставлением технического персонала, уникальных заводских материалов и оборудования. 

В 2019 году был представлен перфоманс саткинской арт-резиденции "Бесконечность". Художник, руководитель Департамента искусства и науки Университета Сорбонны Ольга Киселева воплотила поражающий своим масштабом символ бесконечности. Километровое алое полотно было помещено в пространстве индустриального ландшафта Берёзовского карьера Группы «Магнезит». В саткинской арт-резиденции биеннале свою работу в том году также представила швейцарская художница, перформер и скульптор Катя Шенкер. Основой ее проекта стала поэма Райнер Марии Рильке «Сады». В поэме описываются жизнь и смерть дерева, и этот процесс нашел свой метафорический отклик в творчестве Кати Шенкер.

Специальный проект 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства “Сад камней” был создан  художником Василием Коновым-Грединым. Работа художника представляет собой сотни круглых зеркал, установленных на уступах и стенах Берёзовского карьера общей площадью 264 000 кв. м. Мурал «Рекультивация», созданный художником Андреем Оленевым, — самый большой в Сатке (4600 кв м) и один из крупнейших в России. Он расположен на фасаде 14-этажной Высокотемпературной шахтной печи.

 

2015

В этом году программа арт-резиденций 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства вышла за пределы Свердловской области. Новыми участниками международного культурного события стали промышленные площадки в Сатке, Верхней Салде, Первоуральске, Каслях, Нижнем Тагиле и других городах Уральского федерального округа. В каждой из арт-резиденций художники и скульпторы будут творить, используя материалы и техники, характерные для конкретного производства, и обращаясь к местному городскому и общественному контексту.

На Сатке остановил свой выбор известный итальянский скульптор Джакопо Мандич (Jacopo Mandich). Джакопо специализируется на работе с промышленными отходами, преимущественно с железом и деревом, но с удовольствием экспериментирует и с другими материалами.

В Сатке скульптор трудится в одной из мастерских Саткинской производственной площадки Группы Магнезит, создавая три арт-объекта – из магнезита, доломита и металла. Одно из произведений будет установлено на территории Группы, второе – непосредственно в городе, а третье будет представлено на финальной выставке в Екатеринбурге.

Идея для городского пространства возникла у автора после общения с саткинцами, которые сетовали на нехватку ярких событий и мест для общения. По замыслу Джакопо скульптура будет интерактивной – в ее создание вовлечены жители города.

Основная программа 3-й Уральской биеннале современного искусства пройдет с 9 сентября по 10 ноября в Екатеринбурге.

Подробнее об истории и программе 3-й Уральской биеннале современного искусства можно узнать здесь: http://www.uralbiennale.ru

Подробнее с работами Джакопо Мандича можно ознакомиться на его сайте: http://www.jacopomandich.com/it

2015

В Сатке появился необычный арт-объект: в среду около Хитрого рынка состоялось торжественное и по-настоящему красочное открытие скульптуры «Взрыв». Ее автор — итальянский скульптор Джакопо Мандич (Jacopo Mandich) на протяжении нескольких недель создавал свое творение в одном из цехов Саткинской производственной площадки Группы Магнезит.

Огромный запечатанный конверт, появившийся 16 сентября за «Чародейкой», озадачил саткинцев. Взглянуть на диковину собралось немало горожан. Громкая музыка и репетирующие неподалеку артисты еще больше сбивали зрителей с толку. Оккупировавшие огражденную территорию дети терялись в догадках:

— А что здесь будет? Танцы или, может, праздник какой? Серега, там письмо! Ну, что же там в конверте? — в постоянно растущей толпе саткинской ребятни то и дело раздавались нетерпеливые вопросы.

— Смотри, там какой-то брандспойт стоит. Видно, конверт чем-то растворять будут, — гадали зрители постарше.

И вот шоу началось. Под вечно актуальную песню Джона Бон Джови Itsmylifeна импровизированную сцену перед конвертом вышли артисты театра огня —фаерщики. Их отточенные движения как будто повторяли знак бесконечности. Словно невзначай конверт загорелся, и постепенно взгляду саткинцев открылось содержимое таинственной посылки — металлический круг с закрепленными внутри него блоками магнезита и доломита. А вокруг рассыпались вальсирующие разноцветные огоньки, которые будто подсказывали зрителям, что ожидает их после официальной части мероприятия… Перед собравшимися выступили организаторы проекта и почетные гости.

Первой саткинцев приветствовала комиссар 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства Алиса Прудникова.

— Сатка стала одной из площадок программы арт-резиденций биеннале. Будет ли она резиденцией постоянной — пока решается, — подчеркнула А. Прудникова. — Надеемся, что скульптура вам понравится и это место будет привлекательным как для местных жителей, так и для туристов. Ведь основная задача Уральской биеннале заключается именно в том, чтобы сделать индустриальные города интересными и приятными для жизни.

По словам присутствовавшего на открытии министра культуры Челябинской области Алексея Бетехтина, Сатка уже не просто стала интересной, но и начала обгонять областной центр по количеству культурных мероприятий и их уровню.

— В последнее время в Сатке я присутствую на них чаще, чем в Челябинске, — сказал А. Бетехтин. — Несколько раз в год приезжаю на интересные события, знаковые не только для Сатки, но и для всей области. Сегодняшнее открытие необычной скульптуры — одно из них. «Взрыв», как и многие другие произведения современного искусства, можно трактовать по-разному. На мой взгляд, он вполне может символизировать падение метеорита, прославившее Челябинск на весь мир.

У зрителей необычная скульптура вызвала противоречивое впечатление. Различные догадки о ее значении то и дело звучали среди пришедших на открытие. Так, по мнению Веры Терентьевой — руководителя литературной гостиной «Право на жизнь» Саткинского общества инвалидов, «Взрыв» означает колесо бесконечности, призванное объединять ее земляков и придавать горожанам импульс для созидания. Чтобы расставить точки над i, о смысле своего творения с помощью переводчика и куратора проекта Евгении Чайки поведал сам автор.

— Сложно говорить о смысле однозначно, интерпретаций множество. Думаю, каждый увидит в скульптуре что-то свое, — сказал Джакопо Мандич. — Я же придаю ей два основных значения. Во-первых, это напоминание о том моменте, когда магнезит достают из шахты с помощью взрыва. Во-вторых, скульптура символизирует земную кору, нашу планету с ее материками и водными просторами. Но материя и материал хранят много секретов, и со временем саткинцам откроются новые смысловые значения «Взрыва». Пока же скульптура не закончена, и, надеюсь, сегодня каждый сможет открыть свой творческий потенциал, приняв участие в раскрашивании «Взрыва».

Представленная возможность стать соавторами произведения современного искусства стала настоящим гвоздем программы. Специально для этого были подготовлены емкости с красной, синей и желтой краской. Сначала, по условию автора, на «Взрыве» появились всплески красного цвета, символизирующие радость, огонь и солнце. Их нанесли на арт-объект министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин, глава Саткинского района Александр Глазков и сам Джакопо Мандич. Затем к делу приступила детвора. Под восторженные крики ребятишки разбрызгали разноцветные краски на скульптуру, не забыв при этом покрасить себя и друзей, да так, что порой перемазанные с ног до головы дети казались ярче русско-итальянского творения.

Не отставали и взрослые — примеру высокопоставленных лиц последовали многие саткинцы. Правда, делали они это гораздо аккуратнее своих детей и внуков. А когда краски закончились, пришла пора селфи с итальянским скульптором на фоне его произведения. Сделав фото, счастливчики тут же делились им и своим настроением с не попавшими на праздник друзьями через соцсети.

Скульптура «Взрыв» доступна для всех жителей и гостей Сатки, и каждый наблюдатель сможет оценить работу художника и значение вложенных им смыслов.

Евгения ЧАЙКА, куратор программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства:

— Думаю, в большом городе нам было бы сложно сделать что-то подобное и добиться такого по-домашнему теплого эффекта, как в Сатке, было бы больше официоза и скованности. Здесь же реакция радостная, непосредственная. И это здорово! К тому же за то время, пока Джакопо жил в Сатке, у него появилось много друзей, все они пришли на открытие скульптуры. Конечно, существует языковой барьер, но, когда мы говорим об искусстве, людей объединяют не слова, а визуальные образы и возможность через материал выразить свое видение мира.

Скульптура «Взрыв» представляет собой металлический круг, символ цикличности, внутри которого на металлической структуре подвешены блоки магнезита и доломита, образуя картину тектонического взрыва материи. «Взрыв» — это разрежение и уплотнение, цикл создания и разрушения, взывающий к истории используемого камня, извлеченного из недр саткинской земли взрывной силой динамита. Еще одним элементом этой скульптуры является металлическая ракета, закрепленная на стене как символ, открывающий взгляд на использование магнезита в тяжелой промышленности. Идея раскрасить камни в скульптуре в разные цвета вместе с саткинцами возникла у скульптора после встречи с местными жителями, которые устали от серого городского пространства, сетовали на недостаток ярких событий и мест для общения.

В настоящее время в Екатеринбурге выставлена другая скульптура Джакопо Мандича, которую он также создал в Сатке. Работа называется «До последнего камня», она символизирует собой карьер и учит бережному отношению к природным ресурсам.

2016

3 октября 2016 Фонд «Собрание» и Уральский филиал Государственного центра современного искусства подписали соглашение о создании Постоянной резиденции Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Челябинской области, г. Сатке.

Постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале в Челябинской области будет непрерывно действующим центром художественного производства в регионе. Целью работы постоянной резиденции является создание в России успешного кейса ревитализации промышленных территорий и городской среды малых индустриальных городов с помощью инструментов художественного производства.

Функционирование Сатки в качестве Постоянной резиденции Уральской индустриальной биеннале будет способствовать развитию гуманитарной сферы в городе через формирование ценности местного городского сообщества и установления стабильной культурной среды. Также Постоянная резиденция будет содействовать развитию Сатки как объекта индустриального туризма на региональном, федеральном, международном уровнях с целью появления новых рабочих мест в культурно-досуговой и туристско-рекреационных сферах.

В 2016 году жителей и гостей Сатки ждет насыщенная культурная программа. В ноябре запланировано проведение концерта-перфоманса «Поэзия рабочего удара», а также образовательных программ и мастерклассов для детей и взрослых. В декабре запланировано выступление труппы Театра современного танца «Провинциальные танцы» и проведение фотолаборатории «Сатка: времена года». 

2016

Первые мероприятия в рамках работы резиденции в Сатке стартуют уже 31 октября. В течение трех дней в Центре культурных инициатив будут проходить мастер-классы и лекции «Каникулы с современным искусством: лаборатория для детей и взрослых». В ходе занятий лаборатории под руководством художника и куратора Владимира Селезнёва участники создадут собственную художественную работу, в которой будут сочетаться приёмы современного искусства и практическая польза. Итоговое произведение все участники смогут забрать домой.

3 ноября, в ДК «Магнезит» состоятся концерты-перфомансы «Поэзия рабочего удара». Как говорят организаторы, это — перформанс-коллаж, перформанс-мозаика, собранный из музыки, видео и оригинальной поэзии заводских рабочих: «На глазах у зрителей все составляющие перформанса распадаются и складываются воедино в мощный визуальный динамический ряд. Ритмически жесткие, хлесткие стихи рабочего удара воспевают индустриальную тему первых пятилеток, из которой рождаются главные образы перформанса – оживший завод-гигант, человек-машина. Это поэзия о рабочих массах, реалистические детали смешиваются в ней со смелыми метафорами и мотивами, граничащими с фантастикой». Одна из главных составляющих перформанса – музыка, специально написанная известными электронщиками, группой «4 позиции Бруно». Декламацию возьмет на себя актер «Коляда-театра» (г. Екатеринбург) Антон Макушин. Начало – в 17.00 и 19.00.

2016

Спектакль по мотивам романа Кобо Абэ «Женщина в песках» представят артисты Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». 

По замыслу автора и постановщика Татьяны Багановой,  «Sepia» – это не переложение рассказанной в романе истории, а попытка передать моменты состояния человека в определенных условиях. «Основная идея рассматривать песок как отрицание стабильности не так уж безумна, движение одной восьмой миллиметра, мир, где существование – цепь состояний…  Может быть, как раз отсутствие формы и есть высшее проявление силы». Эти и другие ремарки автора романа можно считать ключом к пониманию спектакля.

Песок в «Sepia» одновременно является средой обитания героев, символом времени и внешним фактором, трансформирующим сознание. Из подвешенных стеклянных колб он струится на танцующих мужчин и женщин, заполняет сцену, превращая ее  в живописную картину. Он диктует ритм, атмосферу, хореографической и образное решение спектакля, становится его главным действующим лицом и местом обитания персонажей. 

В ансамблевых танцах артисты напоминают то диких животных, то загадочных насекомых, в поиски за которыми отправился герой романа. В полном напряжении, которое передает спектакль, прочитывается неодолимая сила энергии жизни, особое ощущение времени.

Бесконечность сыплющегося песка подчеркнута длинными, тянущимися звуками Восьмой симфонии Авета Тертеряна, в которых композитор воплотил образ первозданного духа бытия, магическим образом воздействующего на мысли и чувства зрителей.

Спектакль «Sepia» был создан Татьяной Багановой в США по заказу American Dance Festival в рамках программы «Интернациональные хореографы».  Осенью 2011 года состоялась российская премьера спектакля. В 2012 году «Sepia» стала лауреатом премии «Браво!» в номинации «Лучший музыкальный спектакль». В 2013 году спектакль был представлен к награждению Российской национальной театральной премией «Золотая маска» в 4 номинациях.

2017

Группа Магнезит стала партнером детской программы Уральской индустриальной биеннале. 

Новая программа 4-й Уральской индустриальной биеннале «Цех № 9¾» стартует 16 сентября и будет работать каждый выходной день в Уральском филиале ГЦСИ (Екатеринбург). Это площадка для исследователей и экспериментаторов от 5 до 12 лет. 

Специалисты музея «Магнезит» и детского научного центра «Наука-Сити» подготовили для ребят научно-популярные занятия, игры, конкурсы и творческие задания. 

Так, 17 сентября специально для участия в детской программе «Цех № 9¾» магнезитовцы привезут уникальные интерактивные экспонаты музея, расскажут о технологиях добычи магнезита открытым и подземным способом, познакомят с образцами горных пород. Дети младшего возраста увидят мультфильм «Наш помощник магнезит» и сделают аппликации с Магником. А дети 8–12 лет посмотрят видеофильм о технологии добычи магнезита, познакомятся с мобильной интерактивной схемой производственного процесса, поиграют в «Хронологику» и примерят спецодежду магнезитовцев разных профессий. 

Подробнее об анимационном фильме "Наш помощник Магнезит" можно почитать по ссылке

2017

Во Дворце культуры «Магнезит» открылась выставка французской художницы Леа Барбанзанж «След камня». 

Несколько работ, представленных на выставке, созданы автором при содействии магнезитовцев в Сатке. В их числе метафорический портрет города и Карагайского карьера, который художница нанесла на вулканический камень – породу, закаленную огнём и потому огнеупорную, как и магнезит. 
Среди экспонатов можно также увидеть свиток японской бумаги, на которой отпечатан след катящегося камня. Работа выполнена в технике фроттаж и была сделана Леа в Сатке первой. Есть инсталляция, представляющая собой кусочки доломита, выложенные в линию и соединенные тонкой линией магнезита. А завершает экспозицию наиболее сложное произведение. Нижние слои – магнезит с вкраплениями доломита, затем объем наполняется воздухом и слои становятся прозрачнее – на стекле мозаикой из плавленого периклаза выложены контуры Карагайского карьера. 

А вот что говорит о выставке Леи куратор Постоянной резиденции Уральской индустриальной биеннале в Сатке Евгения Чайка: "Сложно говорить о науке, когда хочется сказать о поэзии, когда поэзия развёртывается через саму природу материи, когда тонкая красота проступает через тяжесть и грубость породы. Тем не менее: Леа Барбазанж разделяет веру в теорию, согласно которой, первыми жить на Земле начали минералы. Первыми после воды, конечно. Вода была прежде. Вода была снаружи и внутри: питая материю своими потоками, она оставляла причудливые следы в теле земли, в теле каждого элемента.

Когда мы встретились с Леа в 2016-м году в Париже, мне сразу стало понятно, что со своим интересом к структурам и минералам она сможет взглянуть по-особому на ландшафт и камни Сатки. Летом 2017-го года Леа провела в Сатке пять недель, исследуя структуры магнезита и его преобразования. На этой небольшой выставке представлены несколько работ, три из них были созданы при содействии сотрудников комбината Магнезит в Сатке, а одну Леа сделала во Франции, предвкушая свою поездку в Россию.

Небольшой пейзаж – эмаль, нанесённая на вулканический камень – это образ Сатки, видимый со спутника. В самом рисунке карьера и города Леа увидела структуру минерала – при мысленном изменении масштаба дороги для грузового транспорта превратились в потоки живительной влаги, а город предстал в виде некой растительной структуры. Символично, что свой метафорический портрет Сатки и Карагайского карьера Леа нанесла на вулканический камень – породу, которая закалена огнём и, как и магнезит, по своей природе является огнеупорной.

Самый заметный объект на выставке – свиток японской бумаги, на которой отпечатан след камня, который катится – и движению его нет ни начала, ни конца. Работа выполнена в технике фроттаж и является первой, сделанной Леа в Сатке. Это своего рода механическое знакомство с камнем: минеральным пигментом художница обводила камень грань за гранью, неспешно поворачивая его, знакомясь с его формой – формой, которая сама способна превратиться в рисунок, отпечатавшись на поверхности. Сколько таких рисунков оставляют камни на земле, – не сосчитать: художественный жест Леи – словно способ проявить невидимую нам красоту, неведомую нам геометрию.

Говорят, в человеческом теле 96 тысяч километров кровеносных сосудов. Это немыслимые линии и соединения, они существуют в органичной связи между собой, простота и необходимость их отношений поражает. Одна из работ – это временная инсталляция, небольшие камни выложены в линию: доломит, кусочек за кусочком, соединён через тонкую линию магнезита, проходящую через него. Одного взгляда на эту линию достаточно, чтобы понять: рисунок уже живёт в камне, он часть его структуры – но мы видим лишь то, что можем увидеть.

Выставку завершает наиболее сложное произведение, в котором Леа говорит о слоях геологических и слоях восприятия. Если вы посмотрите сверху на каждый из объектов, возможно, вы узнаете знаменитый саткинский карьер. Для каждого объекта выбраны реально существующие виды, всё чем они отличаются – масштаб. Перед нами – послойное изображение. Снизу – порода, в которой чередуются доломит и магнезит, дальше появляется воздух и слои становятся более прозрачные – периклаз чередуется со стеклом, а на стекле мозаикой из плавленого периклаза выложены контуры карьера.

Создание этих работ было бы невозможно без участия сотрудников комбината Магнезит, без их профессиональной помощи, без их знаний и готовности делиться любовью к любимому делу".

2018

TWO SPIRITS. 2017 

Все происходит из земли и возвращается в землю. Все имеет бесконечное число лиц и превращений. Человек сам создает оболочку, в которой хранит сокровенное о себе. Однако чаще всего за него это делает общество. 

Флориан Граф предлагает конструктор, в котором некая усредненная форма напоминает матрешку. Однако в этом кроется иллюзия, обман: матрешки, в своем танце заданного ритма, прыгают одна в другую и словно бы кичатся своей схожестью и своей пустотой. Все фигуры здесь очень похожи, но ни одна не может поглотить другую, ни одна не лишена своей индивидуальности: каждая фигура, словно контейнер, несет внутри уникальность.

Если немного изменить масштаб и взглянуть на все скульптуры разом, они предстанут структурой: их антропоморфность может превратить их в аналог общества, где все похожи и различны одновременно, их безликость может лишить их человеческого подобия. И вот на нас уже шагает армия шахматных фигур или же вся картина представляется неприбранной боулинговой дорожкой, или японским садом с зажженными фонарями, или цветочными клумбами… 

Гуляя среди этих неназванных объектов, мы то и дело спотыкаемся о загадки жизни: возможно, на подоконнике открытого окна растет в горшке цветок и в доме слышно, как ветер колышет пламя свечи, возможно, за закрытыми окнами рождается новая жизнь или кто-то скорбит, не решаясь поднять глаза на урну с пеплом любимого человека. 

Чем проще форма, тем сложнее и очевиднее в ней встречи: огонь жизни и пепел смерти, готовность женского и устремленность мужского, удобство общего и неизбывность индивидуального, ограниченность силуэта и бесконечность лица, быстротечность роста и неповоротливость изменений. Достаточно одного неверного взгляда, чтобы в невинном ребенке распознать будущего голема. 

Текст из каталога 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Новая Грамотность». 

2019

С 12 сентября по 1 декабря в Екатеринбурге и других городах Урала пройдет 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

Биеннале - крупнейший региональный проект, который исследует индустриальность как наследие и актуальную практику российских регионов, отражает и объясняет промышленное развитие России языком современного искусства. 

В рамках биеннале проходит Программа Арт-резиденций, которая работает с действующими предприятиями Урала. Приглашенные художники создают проекты при непосредственном взаимодействии с заводским пространством и опытом, интегрируя искусство в промышленность Урала. Итогом пребывания в резиденции является создание site-specific работы в пространстве принимающего города/предприятия. Также, итоги резиденции будут представлены на итоговой выставке программы, которая открывается вместе с основным проектом на главной площадке 5-й биеннале, Уральском Оптико-механическом заводе.

Сатка, где с 2016 года находится Постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Челябинской области, в четвертый раз примет у себя участника Программы Арт-резиденций. В этом году в стенах промышленного центра города будет работать швейцарская художница, перформер и скульптор Катя Шенкер (Katja Schenker).  

Катя Шенкер родилась в Сен-Галле, Швейцария, в 1968 году. Живет и работает в Цюрихе. Перед тем как получить степень магистра искусств в Университете искусств в Цюрихе, Катя изучала литературу, историю искусств и философию в Цюрихском университете и в Высшей школе социальных наук в Париже.

Работы Кати Шенкер сочетают в себе перформанс и скульптуру. Художница также использует рисунок, фотографию и видео для углубления и документирования последовательных этапов ее творческого процесса. Хореографию ее перформансов составляют движения, которые трансформируют материалы или предметы. 

«Проекты Кати – всегда опыт физического пребывания и переживания среды автором. В контексте темы биеннале представляется перспективной идея работы, как с материалом, так и уникальной историей места», - говорится о художнице на сайте Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция, который является постоянным партнером Уральской биеннале и Фонда «Собрание». 

Вместе с Катей в Сатку приехали также швейцарский режиссер Северин Кун и Кристина Горланова, куратор Программы Арт-резиденций. Северин Кун снимает документальные фильмы о художниках и ученых. Сейчас он работает над фильмом о Кате Шенкер. 

Гости уже побывали на разных карьерах Челябинской области - Коркинском угольном разрезе, Баландинскиих мраморных карьерах, Тайгинских графитовых карьерах. Но остановились именно в Сатке. «Мы предложили Кате посетить Сатку, поскольку не раз делали здесь арт-резиденции. Мы очень рады, что Группа Магнезит, Фонд «Собрание» и Сатка поддерживают биеннале, и наши художники тоже рады возможности работать здесь. Катя была очень впечатлена местным огнеупорным материалом и, конечно же, размерами карьера. Поэтому мы приехали сюда, чтобы сделать проект для 5-й индустриальной биеннале», - рассказывает Кристина Горланова по прибытии в Сатку.  

За основу проекта скульптор взяла поэтическую привязку - источником вдохновения послужила поэма Райнер Марии Рильке «Сады». В ней рассказывается о жизни и смерти дерева. «Это такая жизненная метафора, тем более что тема 5-й индустриальной биеннале — бессмертие. Кроме того, это очень подходит к индустриальным процессам с волнообразной историей: так месторождение становится карьером, разрабатывается, а затем возвращается к природе, как, например, стало с Баландинскими карьерами, где люди теперь отдыхают. Катя говорит и о том, что это - большой круговорот», - продолжает Кристина Горланова. 

Главная идея проекта швейцарской художницы - сделать отпечаток Карагайского карьера на длинном полотне бумаги. «В итоге получится огромный скульптурный объект, который будет повторять контуры части карьера, повторит присутствие человека в ландшафте. Это будет слепок нового ландшафта, который будет четко передавать то, что Катя видела и чувствовала в карьере», - поясняет куратор замысел художницы. 

Уральская индустриальная биеннале – крупнейший международный художественный проект на территории Российской Федерации, соучредителями которого являются Уральский филиал Государственного Центра современного искусства в составе ГМВЦ «РОСИЗО» и Министерство культуры Российской Федерации. Уральская биеннале работает со спецификой региона, всякий раз находя новые грани индустриальности. C 2010 по 2017 год в работе биеннале приняли участие 319 зарубежных художников из более чем 45 стран мира. Проект поддержали 48 зарубежных партнеров. Биеннале тесно связана с индустриальной культурой Урала и осмысляет индустриальность как эпоху, культурный феномен и актуальную практику, в которую в нашем регионе вовлечены множество людей и пространств.

Тема 5-й биеннале – «Бессмертие». Это повод задуматься о результатах: что остаётся от производственных и художественных процессов? Продукт? Итог? След?

Программа Арт-резиденций — это один из стратегических проектов Уральской индустриальной Биеннале. Впервые она состоялась в рамках 2-й биеннале в 2012 году и с тех пор приняла более 20 художников из 9 стран, которые создали более 30 арт-объектов.

Программа нацелена на сотрудничество между авторами, работающими в различных дисциплинах визуального искусства, и действующими заводами. Этим уральские арт-резиденции принципиально отличаются от многих других в мировой практике: художники получают возможность непосредственного погружения в специфику региона, с его особенностями, мифами и образом жизни. Здесь они знакомятся с уральским индустриальным наследием и исследуют производственные процессы действующих предприятий. 

С 2015 года в Сатке в рамках Программы Арт-резиденций исследовали промышленность и индустриализацию через искусство итальянский скульптор Якопо Мандич (Jacopo Mandich), французская художница Леа Бербазанж (Léa Barbazanges), художник из Швейцарии Флориан Граф (Florian Graf). 

2019

Перфоманс "Бесконечность" - новый проект саткинской резиденции 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, который реализован при поддержке Фонда "Собрание". 

Вместе с магнезитовцами автор проекта - художник, руководитель Департамента искусства и науки Университета Сорбонны (Париж) Ольга Киселева создала огромный символ бесконечности в Березовском карьере Группы Магнезит. 

Её идея в том, чтобы переосмыслить индустриальное наследие и перевести его в другое измерение. "Это измерение бесконечности природы, которую мы оберегаем от воздействия вредных факторов производства. В то же время индустриальное наследие - это и культурный феномен. Мы выводим индустриальную эстетику на первый план, показываем ее красоту, - говорит Ольга. - Меня поразили формы карьеров "Магнезита", красота рельефа и цвета. И некоторые дороги здесь тоже рисуют символ бесконечности. А красный - мой любимый цвет. Кроме того, в русском языке красный и красивый - синонимы. Поэтому, когда хочется сделать что-то значимое, красивое, часто используем именно красный". 

2019

Перформанс "Бесконечность" можно увидеть в Сатке, в ДК "Магнезит". Его автор - Ольга Киселёва, художник, профессор Университета Сорбонна и директор Международного Института Искусства и Науки, работала в саткинской арт-резиденции​ Фонда "Собрание".

Идея перформанса зародилась в музее Лувр в Лансе (шахтёрский город-завод на севере Франции), куда Ольгу Киселёву пригласили принять участие в выставке, посвящённой открытию музея. Новое ультрасовременное здание музея, состоящее из нескольких модулей, кажется идеограммой, зашифрованной в пейзаж. Если посмотреть на архитектурный ансамбль сверху, он напоминает математический знак бесконечности. Перформанс представлял собой публичное повторение математического знака бесконечности в садах музея и подчеркивал роль художественной институции, сохраняющей искусство, помогая ему преодолеть время и обрести бессмертие, до бесконечности.

В Сатке перформанс был осуществлён в пространстве индустриального ландшафта Берёзовского карьера Группы Магнезит, что переопределило смысл акции. Она сделала видимым бесконечность и бессмертие культуры индустриального производства, этот современный способ связи с бессмертием природной материальности.​

Подробнее о перформансе

Проект реализован в рамках 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, при поддержке Государственного центра современного искусства.

Показ продлится до 10 декабря. 

2020

12 сентября в Москве в Лектории по индустрии "Искусство" Парка Горького состоится презентация каталога 5-й уральской индустриальной биеннале современного искусства "Бессмертие". Издание каталога осуществлено при поддержке Группы Магнезит. 

На первой «Российской креативной неделе» Russian Creativity Week команда биеннале представит Урал и Уральскую индустриальную биеннале широкой публике. Комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова подведет итоги проекта и познакомит с уральским искусством. Дмитрий Безуглов, куратор Публичной программы, объяснит, как мы теперь относимся к «Бессмертию». Редактор каталога Елизавета Южакова поделится, как не спать много дней, но поместить огромную выставку в одну книгу. А директор департамента корпоративного развития и стратегических коммуникаций «Группы Магнезит» Наталья Никифорова расскажет, зачем поддерживать культурный проект и почему на обложке каталога изображена «бесконечность».

Подробнее: https://creativityweek.ru/event/1149

2021

В июле Уральская индустриальная биеннале запускает программу маршрутов по городам арт-резиденций: Сатка, Кыштым и Черноисточинск. Каждый маршрут — это поездка по городам Урала, посещение действующих и заброшенных производств, а также возможность увидеть первые художественные работы 6-й биеннале.

Подробнее об открывающихся в июле направлениях:

Двухдневный маршрут «Екатеринбург — Сатка — Кыштым — Екатеринбург».

Отправившись по этому маршруту, все желающие смогут увидеть карьеры Саткинского комбината «Магнезит», одну из старейших в России ГЭС и единственную сохранившуюся дворцовую постройку Южного Урала. Маршрут примечателен тем, что за 2 дня будет продемонстрировано сразу 3 ярких проекта:

— мурал Андрея Оленева, уличного художника из Нижнего Новгорода, на фасаде 14-этажной Высокотемпературной шахтной печи;

— спецпроект Василия Кононова-Гредина — сотни круглых зеркал на территории огромного Берёзовского карьера;

— скульптуру Ивана Горшкова в русле реки Кыштымка.

Билеты и подробности: 

17 - 18 июля:

https://uralbiennial.timepad.ru/event/1689044/

31 июля - 1 августа

https://uralbiennial.timepad.ru/event/1689044/

Однодневный маршрут «Екатеринбург — Кыштым — Екатеринбург».

Этот маршрут включает в себя посещение обычно закрытого для туристов машиностроительного объединения и экскурсию по историческому центру города. 

Если вы отправитесь в Кыштым 18 июля, то вам повезёт посетить лекцию популяризатора искусства, автора канала @art.likbez Анастасии Сосновской. Анастасия расскажет об искусстве как о системе символов и сюжетов, расшифровка которых и может привести к ответу на терзающий многих вопрос «Что хотел сказать автор?». Протестировать методику дешифровки можно прямо в поездке, изучив новую скульптуру Ивана Горшкова в русле реки Кыштымки.

Билеты и подробности:

18 июля

https://uralbiennial.timepad.ru/event/1702342/

24 июля

https://uralbiennial.timepad.ru/event/1689380/

Однодневный маршрут «Екатеринбург — Черноисточинск — Екатеринбург».

Эта поездка гарантированно станет полным погружением в очаг Уральской промышленности, все желающие могут посетить 2 старейших уральских завода в недрах демидовской империи, а затем увидеть выставку Вадима Кондакова, на которой он представит оригинальную абстрактную графику, созданную взаимодействием воды, металла и ткани.

Билеты и подробности:

25 июля

https://uralbiennial.timepad.ru/event/1689404/

По материалам с сайта Уральской биеннале. 

2021

Инсталляция выполнена в Березовском карьере города Сатка. С 1980 года в карьере происходила добыча магнезита для производства огнеупорных материалов, а в конце 2020 года добыча минерала была прекращена. С конца 2020 года были остановлены насосы, откачивающие воду со дна карьера, и теперь он медленно заполняется водой. Спустя какое-то время уже не останется следов производства и только большое бирюзовое озеро будет напоминать о том, что здесь когда-то велась добыча полезного минерала.

Инсталляция  состоит из 250 зеркал, установленных на уступах и стенах. Зеркала настроены таким образом, чтобы отражать солнечный свет на стены карьера, находящиеся в тени, и на воду. Искусственность ландшафта, его созерцание через зеркала и преломленный свет создают пространство, подобное японскому саду камней. Многие зеркала установлены в тени уступов, за камнями, и отражают сам карьер с тех сторон, которые были невидимы зрителю. Инсталляция позволяет зрителю вступить во взаимодействие с теми местами карьера, которые были скрыты и изменить привычные точки зрения на его ландшафт.

Через зеркала и отражения карьер воспринимается по-новому. Но очевидно, что новая форма восприятия искусственного ландшафта невозможна без присутствия и рефлексии человека. Космос отражается в человеке, а через зеркальную инсталляцию мы видим, как человеческий мир отражается в  карьере. Со временем карьер будет затоплен и вместе с инсталляцией уйдет под воду, таким образом зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его  исчезновения. Постепенное затопление карьера будет отнимать у зрителя все больше зеркал. Полное затопление приведет к невозможности видеть отражение, к отсутствию наблюдателя и, соответственно, отсутствию рефлексии.

Размер одного зеркала 125 см, размер всей инсталляции 240 000 кв.м.

Работа выполнена в рамках 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

2021

Художник Андрей Оленев закончил масштабную работу – мурал «Рекультивация» на фасаде здания действующей высокотемпературной шахтной печи Группы Магнезит.

Андрей Оленев живет в Нижнем Новгороде, городе с уникальным уличным искусством. Художник был одним их тех, кто в 2010-е годы формировал особенный язык нижегородского стрит-арта. От других стрит-артистов Оленева отличает сложная живописная техника. Он продумывает композиции до мельчайших деталей, использует технику лессировок, предпочитает сдержанную цветовую гамму и увлечен аллегорическими сюжетами, что роднит его искусство с классической живописью. В своих сюжетах художник отталкивается от города, окружающей среды. Для него важно внимание к истории того места, в котором он создает свои настенные росписи - муралы. 

Во время своей резиденции в Сатке художник посещал карьеры, производственные цеха, общался с сотрудниками предприятия "Магнезит" и в результате создал собирательный образ работника. Роспись под названием "Рекультивация" расположена на фасаде здания высокотемпературных шахтных печей департамента по производству порошков и занимает площадь 4600 м2. Её смысловой центр - руки, оберегающие побег растения. Мы не видим лица человека - герой не помещается в рамке композиции. Такой прием Оленев постоянно использует в своих произведениях. Обезличенность персонажа говорит о том, что ответственность за растение не лежит на конкретной личности - она общая. 

Мурал находится в диалоге не только с мыслями и переживаниями жителей Сатки, но и с традицией советской монументальной живописи, которая представляла героические образы строительства нового мира и рабочего, которому всё по плечу. Но в современном контексте Оленев трактует труд не как подвиг отдельных героев, а как ежедневную заботу каждого заводчанина об окружающей среде и доме, в котором он живет. Изображения серых камней - магнезита - прорезаны окнами: как будто содержимое печей выходит наружу, метафорически передавая тепло городу, ведь именно магнезит является минералом, дающим городу жизнь.

Андрей Оленев (р. 1993, живет и работает в Нижнем Новгороде) - художник, участник неформального художественного объединения Muddlehood и сооснователь галереи "Толк", с 2014 года поддерживающей уличных художников Нижнего Новгорода. Работает в разных формах и техниках (живопись, пирография, объект, инсталляция, книга художника). Известен монументальными росписями на фасадах старых домов в историческом центре Нижнего Новгорода, а также многосоставными деревянными объектами, полностью или частично скрывающими живописные изображения. Участник исследовательского проекта 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Участник групповых и персональных художественных выставок, фестивалей и проектов уличного искусства в Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Перми и других городах России. 

Источник: Буклет 6-й Уральской индустриальной биеннале.

2021

День металлурга магнезитовцы отметили новыми открытиями и рекордами: Саткинская площадка Группы Магнезит стала частью большой программы 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. 17 июля в рамках первого маршрута биеннале по городам арт-резиденций состоялось торжественное открытие мурала «Рекультивация» на зданиях высокотемпературных шахтных печей и зеркальной инсталляции «Сад камней» в Берёзовском карьере.

Участниками маршрута по арт-резиденции в Сатке стали руководители, кураторы и координаторы программ, а также экскурсоводы Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Гости совершили необыкновенное путешествие: за один день можно было посетить не только музей и дворец культуры «Магнезит», выставку «Проба породы», «Арт-Сатку», полюбоваться стрит-артом и другими достопримечательностями города, но и побывать на действующем производстве и стать свидетелем уникальных событий.

АРТ-РЕКОРД НА «РЕКОРДЕ»

Знакомство гостей с Группой Магнезит началось с социокультурных проектов, реализованных при поддержке компании в городе, а затем – непосредственно на производстве. Впечатлившись масштабностью и красотой индустриальной панорамы, открывающейся со смотровой площадки «Русский Магнезит», гости познакомились с уникальным производством комплекса плавленых порошков «Авангард». Об эмоциях говорить излишне – буквально каждый шаг, сопровождающийся восторгом, экскурсанты запечатлевали на фото- и видеокамеры. Пик восхищения пришелся на «эксклюзив» - момент разбивки периклазового блока бутобоем, а также возможность сфотографироваться с первым полученным здесь периклазом (блок с говорящей надписью «С победой!» не нуждался в комментариях) и подержать готовый продукт в руках. «Это невероятное чудо! Боже, это бриллианты! Блеск! Потрясающе!» - поток эпитетов и реплик, казалось, не остановить. 

Одно из главных событий предпраздничного дня состоялось на смотровой площадке комплекса плотноспеченных порошков «Рекорд». Воплотив в себе производственные достижения и рекорды, он стал еще и арт-рекордсменом. Мурал, созданный художником Андреем Оленевым на зданиях шахтных печей, самый большой в Сатке (4600 кв м) и один из крупнейших в России. Кроме того, это первая работа, которую торжественно открыли в присутствии магнезитовцев и гостей саткинской арт-резиденции. 

- Маршруты биеннале, которые мы в этом году запускаем по городам арт- резиденций, проходят до официального открытия биеннале (в этом году оно состоится 2 октября). Как вы помните, тема 6-й биеннале - время обнимать и уклоняться от объятий, и сегодня весь день ощущаются объятия прекрасного города Сатки, объятия завода. Вот уже более 10 лет Уральская индустриальная биеннале экспериментирует с разными сценариями взаимодействия искусства и производства, и мы видим в этом огромную энергию, невероятное количество возможностей для соединения этого потрясающего, гигантского масштаба индустриального производства и уникальной художественной оптики, - отметила комиссар биеннале Алиса Прудникова.

За время работы в резиденции Андрей посещал карьеры, производственные цехи, общался с сотрудниками «Магнезита» и в результате создал собирательный образ работника. Смысловой центр рисунка — руки, оберегающие побег растения. Зритель не видит лицо человека, потому что герой не помещается в рамке композиции. Такой прием Оленев постоянно использует в своих произведениях. Обезличенность персонажа говорит о том, что ответственность за растение не лежит на конкретной личности — она общая.

- Очень волнительно открывать наш первый объект, созданный в арт-резиденции. Рад, что это случилось в Сатке, потому что именно этот город, Группа Магнезит и Фонд «Собрание» - партнёры, с которыми биеннале сотрудничает долгие годы, - сказал на открытии мурала куратор программы арт-резиденций Владимир Селезнев. – Андрей создал мурал на экологическую тему, поскольку мы узнали и увидели, какая модернизация идет на «Магнезите», как предприятие относится к экологии. Есть программа «Миллион деревьев», и это, как раз, большая ответственность предприятия перед городом, перед природой. Помимо этого в рисунке есть куски магнезита с прорезанными в них тёплыми окошками, это тепло шахтных печей, тепло вашего труда, тепло, которым вы делитесь с городом. 

На этой «тёплой ноте», связывающей «Магнезит» и город, искусство и труд, художника и зрителя, руководители биеннале отметили важность создания произведений искусства на действующих производствах, что способствует тому, что «работники предприятий всё больше становятся адептами не только своей профессии, но и современного искусства».

ЭФФЕКТ ЗЕРКАЛА

В этот же день состоялась презентация масштабной зеркальной экспозиции в Берёзовском карьере «Сад камней». Это - специальный проект 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, созданный художником Василием Коновым-Грединым.

- Это самая масштабная работа, которая когда-либо была создана на биеннале, - отметила Алиса Прудникова. – Мы мечтали о том, чтобы создать что-то именно в этом карьере, и счастливы, что к 120-летию «Магнезита» всё сложилось, и Василий создал такой потрясающий проект!

Проект удивляет с первых шагов. «Видите перед собой два зеркала?» – начал с вопроса экскурсию Василий. И как ни пытались зрители разглядеть второе зеркало, увидели его только с подсказки автора – огромная круглая поверхность (диаметр каждого зеркала 120 см) буквально растворилась, поскольку отражала почти такой же рельеф и грунт, в котором и было установлено. И по мере передвижения по инсталляции зритель делал всё больше открытий и получал всё больше невероятных впечатлений: водопад в окружении зеркал, звук падающей воды и движение постоянно сменяющихся отражений, величественные каменные уступы - результат долгих лет труда горняков и постепенно растущее озеро на дне карьера. А еще эффекты, которые дают свет, цвет, оттенки, «игра» и настроение всего окружения и самой природы… Это нужно обязательно увидеть!

Посетить арт-объекты можно, присоединившись к маршрутам 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (https://uralbiennial.ru/) или обратившись в музей «Магнезит»: +7 (35161) 9-46-84.

НАША СПРАВКА:

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — один из крупнейших регулярных международных проектов в области современного искусства в регионах РФ, участие в котором приняли более 300 художников из 52 стран.

Постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале современного искусства работает в Сатке более 5 лет. И «Магнезит» не впервые становится местом для воплощения идей ее участников. В этот раз объектом, связавшим производство и искусство, стала промышленная архитектура. В этом году программа арт-резиденций проходит в городах Асбест, Нижний Тагил, Полевской, Сысерть и поселок Черноисточинск в Свердловской области, Кыштым, Сатка, Челябинск и поселок Сокол в Челябинской области.