×
афиша
  • Дневник Третьей индустриальной биеннале

26.08–26.08

 

«Наш человек» Джакопо Мандич:

Арт-резиденция в Сатке

 
Фото: Маргариты Главчевой

 

Наблюдения переводчика Маргариты Главчевой за тем, как создаются скульптуры и возникает дружба между народами.

Предложение поехать в Сатку было заманчивым и немного пугающим. Я была очень рада появившейся возможности — окунуться в творческую атмосферу подготовки 3-ей Уральской индустриальной биеннале. Своими глазами увидеть то, что обычно недоступно зрителям — процесс создания произведения, работу художника над своим творением. Мне предстояло сопровождать итальянского скульптора Джакопо Мандича, участника программы Арт-резиденций, быть его переводчиком и контактировать с принимающей нас стороной — представителями комбината «Магнезит». Комбинат предоставил Джакопо все необходимые материалы и место для работы в одном из своих цехов. До этого я никогда не была на действующих промышленных предприятиях, не была в Сатке и ничего не знала об этом городе. Мое воображение рисовало картины бескрайней природы, суровых саткинских рабочих и аскетичный быт, которые должны были стать моей жизнью на целых 12 дней.

 
Фото: Маргариты Главчевой

 

Неполных две недели — совсем немного, если речь идет о создании двух скульптур (Джакопо решил, что сделает две работы — одну для Сатки, вторую — для Екатеринбурга), поэтому сразу после приезда в город мы отправились выбирать камни для будущих скульптур. В Сатке добывают магнезит, серовато-белый минерал, который используют для производства огнеупорной продукции. Частым спутником магнезита является доломит, черный по цвету и более хрупкий по своим свойствам камень. Сотрудники предприятия «Магнезит» Казанцев Андрей Геннадьевич и Есенков Николай Николаевич привезли нас на отвал — огромную территорию, где под открытым небом мы увидели валуны самых разных размеров. Джакопо был счастлив! Очень проворно карабкаясь по каменным холмам, он высматривал, выискивал нужные ему камни. Загрузив багажник служебной иномарки весьма внушительными блоками магнезита и доломита, мы отправились в Ремонтно-механический цех, где Джакопо выделили пространство под мастерскую.

 
Фото: Маргариты Главчевой

 

Конечно же, приезд итальянского скульптора привлек всеобщее внимание. За несколько дней мы познакомились со всеми рабочими цеха. Всем было интересно, зачем приехал Джакопо, что за скульптуры он собирается делать, был ли он раньше в России… Джакопо, очень коммуникабельный и открытый, радостно общался с рабочими, отвечал на многочисленные вопросы, раздавал буклеты со своими скульптурами. Постепенно сложилась своеобразная традиция: каждый день к нам один за другим приходили работники цеха, смотрели, как продвигается работа, как Джакопо шаг за шагом воплощает свои идеи в камне и металле. Многие рассказывали истории о себе, о жизни в Сатке, женщины «подкармливали» кто конфеткой, кто ягодами с собственного огорода. «Хороший парень, наш человек» — говорили о Джакопо рабочие.

Вообще руководство и сотрудники «Магнезита» оказывали Джакопо всяческую помощь, не только в предоставлении всего необходимого для работы, но и в решении нестандартных задач. Первой Джакопо начал создавать скульптуру для Сатки. Проработав над моделью пару дней, он увидел в цехе большое металлическое колесо — деталь какого-то промышленного оборудования. И у него родился новый вариант скульптуры, основой которой служила бы подобная окружность. Использовать рабочую деталь оборудования для скульптуры было невозможно, но сделать нечто подобное оказалось вопросом нескольких часов.

 
Фото: Маргариты Главчевой

 

Работа скульптора, не только творческий, но и настоящий физический труд. Две недели мы практически жили в цехе: приходили к 8 утра и оставались до самого вечера. Джакопо обрабатывал, пилил, сверлил тяжелые камни, приваривал железные пруты, завоевав своими умениями и выносливостью уважение рабочих цеха. Все свои скульптуры Джакопо всегда создавал в одиночку, но в этот раз у него появился помощник. Один из рабочих цеха, Владимир Леонидович, с самого начала проявлял большой интерес к работе Джакопо. Как мы узнали позже, он хорошо рисует и даже когда-то подрабатывал по совместительству художником-оформителем в цехе. Естественно он не мог остаться в стороне, и, как только появлялось свободное время, помогал Джакопо. Правда, мы могли рассчитывать на помощь Владимира Леонидовича только в первую неделю работы, потом он должен был уйти в отпуск. Но ни ему, ни нам не хотелось расставаться, поэтому мы поговорили с руководителем цеха и отпуск был перенесен на неделю.

 
Фото: Сергей Потеряев

 

В выходные, когда в цехе все отдыхали, Джакопо продолжал работать. Он занялся созданием скульптуры для биеннале. Для неё Джакопо выбрал огромный камень, сочетающий в себе две породы — светлый магнезит и черный доломит. Он выпилил камень внутри, сняв несколько уровней, каждый из которых распилил на кубы. Получилось что-то похожее на коробку с сахаром-рафинадом, только углубление было сделано не квадратным, а сужающимся ко дну камня, как карьеры в Сатке. Пока он занимался этой работой, я была в соседнем зале. Там где Джакопо пилил камень, находиться было невозможно, весь воздух был пронизан белой каменной пылью. Когда я вернулась, я увидела снежного человека, Джакопо был белым с ног до головы! Ехать в таком виде в профилакторий, где мы жили, было не возможно. Выручил сторож, одолживший Джакопо старые спортивные штаны.

 
Фото: Маргариты Главчевой

 

Нам нравилось выходить вечером из цеха и спускаться вниз к дороге. В сумерках силуэты промышленных зданий терялись на фоне гор, стрекотали сверчки. После длинного дня на заводе окружающий мир возвращался в мое сознание. Природа Сатки очень красива, город расположен на холмах, которые делают пространство многомерным, открывая все время новые виды и перспективы. Мы возвращались в профилакторий с говорящим названием La vita.

 

Скульптуры, созданные Джакопо в Сатке очень символичны. В них чувствуется суть города, все, на чем здесь строится жизнь — добыча камня, тяжелый физический труд, преодоление породы, карьеры, которые стали визитной карточкой этих мест. Они говорят о единении, которое необходимо, чтобы созидать, о единении всего и всех как сути мира. Они полны социальных и метафизических смыслов. Как многие работы Джакопо. Чего бы хотелось скульптору, по его собственному признанию — чтобы жители Сатки, где будет установлена скульптура, и жители Екатеринбурга, которые смогут увидеть работу Джакопо на биеннале, взаимодействовали с его скульптурам, могли играть, раскрашивать, взять частичку на память. Чтобы творчество Джакопо послужило импульсом к сотворчеству зрителей.

P.S. Огромная благодарность за теплый прием и поддержку сотрудникам ремонтного-механического цеха № 2 комбината «Магнезит», ставшим нашими друзьями — Евгению Васильеву, Владимиру Леонидовичу, Вере Анатольевне, Валентине, Михаилу.

оригинал статьи