×
афиша
  • «САД КАМНЕЙ»

В Берёзовском карьере Группы Магнезит реализован специальный проект 6-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства кировского художника Василия Кононова-Гредина.

Произведение молодого автора в Сатке впечатляет своим масштабом и оригинальностью идеи. В ландшафте отработанного карьера, который постепенно вновь сливается с природой, художник создал композицию из 250 зеркал диаметром 120 сантиметров. 

Как отметил автор, «Береза» привлекла его внимание тем, что работы там остановлены, но окончательно карьер не затоплен, и есть полное ощущение спокойствия и момента особенной тишины, ведь совсем недавно он был действующим. 

Добыча магнезита в Березовском карьере велась с 1980 года и была прекращена в конце 2020 года. Теперь он медленно заполняется водой, и со временем здесь не останется следов производства. Только большое бирюзовое озеро будет напоминать о том, что когда-то здесь велась добыча полезного минерала. 

Основной инструмент художника – зеркало – как символ отражающий красоту в самых разных ее проявлениях.

- Издалека зеркал не будет видно, но по мере приближения к карьеру можно будет заметить их блеск. Это блеск «драгоценностей», которыми богаты наши недра. А когда зритель начнет передвигаться внутри карьера, то поймет, что проект «живой»: у каждого зеркала своё отражение, которое меняется в зависимости от погоды и естественного освещения. Отражающаяся красота – это всё окружающее нас: природа, небо, солнечный свет, скальные откосы, «озеро» потрясающего бирюзового цвета, водопад в одной из частей карьера. А также красота человеческого труда, производства и наша внутренняя красота, – отмечает Василий.

«Зеркала установлены в разных частях карьера и настроены таким образом, чтобы отражать солнечный свет на скальные стены карьера, находящиеся в тени, и на воду. Искусственность ландшафта, его созерцание через зеркала и преломленный свет создают пространство, подобное японскому саду камней. Многие зеркала установлены в тени уступов, за камнями, и отражают сам карьер с тех сторон, которые были невидимы зрителю. Инсталляция позволяет вступить во взаимодействие с теми местами карьера, которые были скрыты, и изменить привычные точки зрения на его ландшафт, - говорится в описании спецпроекта. - Через зеркала и отражения карьер воспринимается по-новому. Но очевидно, что новая форма восприятия искусственного ландшафта невозможна без присутствия и рефлексии человека. Космос отражается в человеке, а через зеркальную инсталляцию мы видим, как человеческий мир отражается в карьере. Со временем карьер будет затоплен и вместе с инсталляцией уйдет под воду, таким образом, зрители в момент созидания произведения становятся свидетелями его исчезновения. Постепенное затопление карьера будет отнимать у зрителя все больше зеркал. А полное приведет к невозможности видеть отражение, к отсутствию наблюдателя и, соответственно, отсутствию рефлексии».

Источник: Магнезитовец. Фото Василия Максимова, Анны Дубровской