-
Ангар
Арт пространство
Арт-пространство на территории бывшего цеха по ремонту БелАЗов – это масштабный проект Группы Магнезит и фонда «Собрание» для жителей города. Его главная задача – глобальное социальное образование, при котором новый культурный опыт становится одним из драйверов городского развития.
Концептуально новое явление для Южного Урала создавалось командой кураторов, дизайнеров и волонтеров в рамках фестиваля «Моя Сатка».
Часть культурного кода
«Вокруг любой выставки, арт-проекта, художественной акции формируется сообщество неравнодушных людей, которые готовы вкладывать свое время и силы в изменение ситуации на месте. Искусство, в особенности современные его формы - это активная действующая сила, импульс для развития собственных креативных процессов. Это дает ощущение присутствия жизни, энергии места. Мы осознали, что культура способна трансформировать среду.» - говорит директор фонда «Собрание» Наталья Никифорова.
Появилась необходимость создать мультифункциональную платформу для свободного творчества и коммуникации, которое поможет сконцентрировать культурные инициативы города. Основная идея проекта - привлечь творческую молодежь и расширить культурные горизонты местного населения, которое долгие годы жило в условиях дефицита художественных впечатлений.
Бывший цех завода «Магнезит» - часть истории Сатки и ее культурного кода. Он находится в черте города, имеет большую территорию и как нельзя лучше подходит для ревитализации.
В 2016 году проводилась экспертная разработка стратегии городских преобразований. Ангар был частью аналитического проекта «Катализаторы городских трансформаций», который проходил при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция», Швейцарского Объединения Инженеров и Архитекторов (SIA International). Концепция проекта раскрывала перспективу использования и развития территории в рамках основной социокультурной стратегии района.
Новые форматы
В последние несколько лет Ангар стал заметной событийной площадкой Сатки. Начиная с 2013 года в его стенах проводились ежегодные празднования в честь Дня Металлурга – от клубного формата до современных постановок и симфонического шоу.
Активные преобразования начались осенью 2018 года. Первым этапом стала трансформация приангарной территории.
«Для того чтобы исследовать потенциал участка и суммировать все мысли по его развитию, в начале августа был организован проектный семинар «Ангар-18: территория возможностей», в котором участвовали архитекторы Дмитрий Барьюдин, Михаил Лабазов, - рассказывает куратор архитектурной части фестиваля, дизайнер Егор Ларичев. - Помимо концепции развития на перспективу следующего года был разработан план мероприятий по «шоковой» гуманизации территории в рамках фестиваля 2018 года.»
Максимально гибкая интерпретация пространства позволила расширить потенциал каждого участка приангарной территории и учесть все необходимые условия для полноценного времяпровождения: автопарковку, рекреационные зоны и зоны активного отдыха, площадка для open-air мероприятий.
Гигантский рисунок на фасаде авторства Алексея Лучко (Luka), российского художника, участника второго международного фестиваля уличного искусства «Satka Street Art Fest» стал первым шагом к визуальному преображению территории. Боковой фасад Ангара выбрал для своих граффити другой участник стрит-арт фестиваля - голландский художник ZEDZ. Также ZEDZ предложил несколько цветовых решений для маркировки территории вокруг Ангара – по его проекту уже превращены в арт-объекты осветительная вышка у входа в здание, промышленные катушки, которыми разграничена площадка для open-air мероприятий, бывшая «Кислородная будка», которая стала теперь мобильной галереей уличного искусства.
Композиция «Two Spirits» швейцарского скульптора Флориана Графа, созданная в рамках 4 Индустриальной Биеннале в Екатеринбурге, также заняла место среди арт-объектов территории. Скульптуры из огнеупорного бетона, напоминающие по форме матрешек, были произведены в Департаменте инновационной продукции Группы Магнезит. Дополняет рекреационную зону «Сад камней», материалы для которого эксперты подбирали в окрестностях Сатки.
Во время архитектурного марафона прошла «Пере-Сатка» - под руководством Веры Викторовны Меркер, директора ботанического сада ЧелГУ, группа дендрологов и волонтеров высадила вишни, яблони, рябины, которые станут частью «зеленой навигации» по территории Ангара.
Благодаря усилиям кураторов, дизайнеров и волонтеров, за 18 дней были реализованы идеи первого этапа освоения «пространства новых смыслов». Весной культурный центр «Ангар-18» начнет принимать образовательные и творческие проекты, созданные жителями города.
«Ангар» задуман нами как новая территория культуры, которая объединяет городских активистов, формирует пространство дискуссионной и проектной деятельности, новых форматов и идей. Такой опыт способствует мотивации горожан, увеличению интереса к участию в жизни города. – рассказали организаторы во время презентации. - Создавая Ангар, мы хотим сформировать общее пространство для жителей, которые живут по соседству, для активных горожан, которые приезжают из других районов города, и для участников, экспертов, туристов из других городов.»
Фото Сергея Потеряева, Дениса Шакирова, Алексея Лучко, Александра Андриевича.
2016
Консорциум швейцарских архитекторов представил итоговый вариант редевелопмента выбывающих из промышленного использования территорий г. Сатка (Челябинская область). Проект реализуется при поддержке и непосредственном участии Фонда «Собрание» и Группы Магнезит в рамках подписанного с Консорциумом соглашения.
Напомним, соглашение о сотрудничестве между Фондом поддержки и сохранения культурах инициатив «Собрание» и Консорциумом швейцарских архитекторов было подписано в рамках реализации проекта «Катализаторы городских трансформаций». Согласно документу, архитекторы Николь Вирц (Raumplanwirz gmbh), Томми Макинен (Helsinki Zürich) и Рето Рей (Nüssli AG) должны были представить свое видение редевелопмента бывших или выбывающих из промышленного использования территорий Сатки. Речь идет о площадках Группы «Магнезит», находящихся в черте города и выбывающих из промышленного использования.
В готовой презентации своего проекта швейцарские эксперты проанализировали конкурентные преимущества г. Сатка, его географическое и геополитическое расположение, потенциал как с точки зрения развития туристической сферы, так и повышения качества жизни местных жителей.
Что касается непосредственно площадей Группы Магнезит, то тут, по замыслу архитекторов, должен развернуться масштабный комплекс с самыми широкими социо-культурными задачами и возможностями для местных жителей и гостей города. Это «живая лаборатория», посвященная трем основным направлениям: образование, культура, досуг. Согласно проекту, лаборатория должна будет вместить в себе площадки для экстремальных видов спорта, зал для проведения массовых мероприятий, парковые зоны и зоны отдыха и т.д. Одна из особенностей проекта – возможность трансформации пространства в зависимости от стоящих перед организаторами задач и массовости мероприятий. «Вопрос готовности к переменам – это вопрос выживания. Руководство города и региона это хорошо понимает. Развитие города не замкнуто на свой «периметр», совершенно очевидно, что оно происходит в рамках общих процессов, которые сегодня нельзя назвать благоприятными. Тем не менее, если ничего не делать сейчас, то закрывается долгосрочная перспектива. Очень важно это понимать, и здесь, как мне видится, есть консенсус всех участников проекта – и проектировщиков, и руководства Группы Магнезит, и городских и региональных властей. Надеюсь, и самих саткинцев», — комментирует архитектор, критик, куратор II Московской международной биеннале Елена Гонсалес.
Добавим, финансирование проекта осуществляется Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» и некоммерческой ассоциацией Switzerland Global Enterprise, Швейцарским обществом инженеров и архитекторов (SIA International) при поддержке Фонда «Собрание».
2014
Центр социальной культуры в городе Сатка — это концептуально новое явление для Южного Урала. Объединяя под своей крышей выставочный зал, музей, библиотеку, детскую школу искусств и творческие лаборатории, центр представляет свежий взгляд на традиционные формы культурной активности. Стратегия центра будет опираться на широкий диапазон взглядов на культуру в Сатке, учитывать перспективы преображения общественных пространств и развития города, а также проблемы, с которыми сегодня сталкиваются его жители. Все проекты центра будут строиться на взаимосвязи с социально-культурным наследием региона, его переосмыслении и опираться на локальные творческие группы молодежи.
POST станет центром современного искусства города, уникальной площадкой, где люди смогут экспериментировать с новыми форматами социально-культурной деятельности и воплощать любые творческие идеи: организовывать выставки, программы обмена, фестивали новых медиа, экстремальных видов спорта, модные показы или открытые лекции.
На сегодняшний день главной задачей центра является изменение социальной парадигмы Сатки: воспитание и объединение поколения людей, которые смогут обогащать общество новыми идеями, создавать новые проекты и в конечном счете формировать новый городской социум, благоприятный для творчества и самореализации.
2023
17 июля состоится премьера аудиовизуального перформанса «Уступы». Это уникальный проект, созданный театром горожан в формате site specific в сотворчестве с профессионалами в сфере современного театрального искусства. О необычности проекта говорит не только выбранный жанр, но и сама идея спектакля, её воплощение, а также место будущего показа. Подробнее об этом – в интервью режиссёра и продюсера проекта Ивана Миневцева.
- Иван, совсем не давно мы были зрителями эскизов спектаклей, созданных в рамках театральной лаборатории «Огнеупорные». Сегодня в сотрудничестве с Саткой и Группой Магнезит Вы ставите новый эксперимент?
– Достаточно долго погружаясь в жизнь города и «Магнезита», проведя здесь театральную лабораторию, я понял, что что-то обычное и среднестатистическое делать не нужно. То есть собрать любительский театр, выбрать пьесу, развести её по ролям и создать спектакль с участием местных жителей – это было бы не интересно ни саткинцам, ни мне. Поэтому мы решили сделать экспериментальный проект, абсолютно новаторский, как и сам «Магнезит», действующий в авангарде.
Сатка – один из немногих городов в стране, притягивающий к себе художников и вдохновляющий на творчество. И предприятие, и сам город очень открыты к искусству, в том числе к современному. Поэтому с фондом содействия развитию Саткинского района при поддержке Группы Магнезит мы решили сделать очень необычный подарок ко Дню металлурга – аудиовизуальный перформанс, в основе которого история одной из династий магнезитовцев. А преемственность поколений очень важна и для предприятия, и для города. Это не пустые слова. Даже мы, работая в Сатке не первый раз, тоже чувствуем себя частью огромной, трудолюбивой семьи.
- Сегодня уже можно сказать, о какой династии речь, и как из семейной истории «вырос» спектакль?
– Да. Это семья Наволокиных, чей общий трудовой стаж составляет 820 лет – поразительная цифра! Мы взяли за основу их историю и сделали спектакль про людей, которые своей энергией, мощью, своим трудом, талантом и упорством работают «на земле», создают продукт своими руками. Драматург Екатерина Гузёма после общения с представителями династии написала тексты песен и монологов, композитор Павел Поляков специально для проекта сочинил музыку, которая благодаря его коллегам из арт-группы Waldgang оживёт и будет сопровождать весь спектакль. За ними – вся звуковая часть постановки. Сегодня они уже работают над ней вместе с местными хорами.
Мы собрали хор из ста человек, в числе которых есть родные Наволокиных. Также в спектакле участвует оперная певица Татьяна Бикмухаметова, она тоже из этой большой семьи магнезитовцев.
Участие хора очень важно, поскольку это – мощный коллектив людей, как большая семья, как коллектив предприятия, который трудится на сложном, тяжелом производстве.
- Перформанс – аудиовизуальный: что увидит и услышит зритель?
– Это очень нестандартный спектакль, очень музыкальный, хоровой, для которого создан интересный визуальный ряд. Над ним работали художница Варвара Иваник, видеохудожники Антон Сластников и Дмитрий Иванченко. Мы провели много съёмок на промплощадке Группы Магнезит, отсняли почти все производственные процессы. Они невероятно впечатляющие! Может быть, для вас, магнезитовцев, это всё привычно, а для нас это совершенно уникальные явления, особенно шахта, Карагайский карьер. Пластику некоторых процессов мы воплотим на сцене, над этим работает хореограф Наталья Шурганова. Так производство станет неотъемлемой частью спектакля. В «Ангаре» – бывшем гараже БелАЗов – огромная железная стена станет экраном, на которую будет проецироваться видео.
В итоге все части спектакля соберутся в единое музыкально-визуальное действие. Перформанс, конечно, не самое лёгкое зрелище, как и трудовой путь заводчан, но, уверяю вас, – потрясающее. Мы знаем, что мы делаем и сможем вас удивить.
- Такие проекты должны созреть, и в Сатке для этого была благодатная «почва»: жители района уже знакомы с самыми разными современными театральными практиками. И не только как зрители, но и как участники. На ваш взгляд, за счёт чего выросли «Уступы»?
– За счёт того, что Группа Магнезит планомерно работает с искусством. И предприятие, и город наполнены им в самом широком смысле. Оно везде: в озеленении, в очень классном стрит-арте, в инсталляциях… Здорово, что вы пошли по такому пути. И вполне закономерно, что именно в Сатке создаётся новое уникальное произведение искусства. Сейчас, конечно, сложно давать оценки, но совершенно точно могу сказать, что перформанс «Уступы» – единственный, в своём роде, проект. Подобные, если и делают в России, то очень мало. А такого, как наш, никто никогда не делал. Никто не пел в гараже БелАЗов (и не только в гараже!) хоровые арии, написанные специально для ста человек.
- И акустика «Ангара» подходящая для воплощения задуманного?
– Да! Он наполняется звуками как сосуд! Это место совершенно не приспособлено для подобных проектов, но в этом и есть его ценность для уникального продукта. И когда он зазвучит, когда это довольно странное место будет наполнено голосами горожан и звуками производственных процессов, это произведёт неизгладимое впечатление на зрителя.
- А что бы Вы пожелали или посоветовали зрителям и участникам перед премьерой?
– Мне кажется, что зрителям надо прийти и просто расслабиться. В течение часа они будут находиться под сильным «давлением» – музыкальным, визуальным, эмоциональным. И этому «давлению» не нужно сопротивляться. Сам спектакль – это тоже тяжелый труд, после которого мы откроем двери и пустим воздух. Таким образом, в финале мы придём к счастью и начнём по-другому дышать, потому что воздух станет другим.
Это история о доме, семейном очаге, о чувствах, которые мы испытываем, находясь в семье. Возвращаясь к родным после работы, мы переходим в очень светлую, добрую, свежую эмоцию – в чистый голос. Вы поймёте, о чем я говорю, когда услышите финальную песню в исполнении Татьяны Бикмухаметовой. Своим чистым голосом, как струна, она как бы подведёт черту на 50-й минуте физически сложного пути, который мы, участники и зрители, пройдём и проживём вместе и в итоге получим хорошие, новые впечатления, разовьём новые нейронные связи.
А участникам перед стартом желаю не волноваться и получать удовольствие, которое доставляет хоровое пение, да ещё в таком необычном пространстве и в такой звуковой и визуальной динамике, которую мы создаём. Я сам мечтаю выйти и спеть вместе с коллективом спектакля, чтобы вместе со всеми испытать это невероятное чувство единения друг с другом, которое дарит хор. Ведь ты становишься ближе человеку, с которым поёшь рядом. Это тоже эффект большой семьи. А песня в русских семьях и русском искусстве имеет огромное значение. И когда мы поём всей семьей, хором – это магически завораживающее чувство.
- И последний вопрос: название спектакля продиктовано «графикой» Карагайского карьера, который находится рядом с «Ангаром»?
– Да. Уступы – это сам карьер. Его масштаб, мощь и глубина созданы человеком. И каждый уступ – это труд человека, время, которое нужно для создания чего-то важного. Карьер, как спираль времени, его уступы – отрезки жизни и работы каждого представителя огромной семьи магнезитовцев.
Авторы перформанса: режиссер Иван Миневцев, художник Варвара Иваник, композитор и исполнители Павел Поляков и арт-группа Waldgang, видеохудожники Антон Сластников и Дмитрий Иванченко, хореограф Наталья Шурганова, драматург Екатерина Гузёма.
Участники проекта: представители династии Наволокиных, работники и ветераны Саткинской производственной площадки Группы Магнезит, участники хоровых коллективов района и театральной лаборатории «Огнеупорные».
2023
Премьера аудиовизуального перформанса «Уступы», состоявшаяся 17 июля, впечатлила, удивила и даже шокировала. Местом показа новаторского театрального проекта, созданного театром горожан под руководством режиссера Ивана Миневцева, стал бывший гараж БелАЗов (арт-площадка «Ангар»).
Накануне показа мы рассказывали о необычном проекте современного театрального искусства с точки зрения профессионала. А сегодня попытаемся «показать» его глазами зрителей и участников.
Премьера специально была назначена на позднее время. Как только стемнело, зрители заняли места на трибунах, в гараже погас свет, и открылось сценическое пространство. Часть огромного «короба» из бетона и железа слева подсвечивала синева наступающей ночи, еле пробиваясь в окна, справа – гаснущие лучи заката. А в центре - стена с раздвижными воротами, сыгравшими роль мощного механического занавеса, превратилась в большое полотнище киноэкрана.
«История, которую вы сегодня узнаете, длится почти сто лет. Это история одной трудовой династии. Текст, который вы услышите, — фантазия драматурга. Факты, использованные в тексте, реальные. Все персонажи не вымышлены, совпадения не случайны». Эта фраза, частями всплывающая на экране на фоне карьерных уступов и пронзительно «капающих» металлических звуков, дала старт действию. С его первых минут было понятно: зрителя ждёт что-то невероятное.
Весь звуковой и видеоряд спектакля стал одним из главных спецэффектов и выполнил роль литературной гиперболы, делая воспоминания магнезитовцев ещё более выразительными, а сильно увеличенные детали механизмов и горной породы – почти осязаемыми. Произошёл эффект полного погружения в происходящее. На экране продолжали появляться видеокадры, и после надписи «Эпизод 1. Ефим Кузьмич. 1874» зазвучал тихий, спокойный мужской голос, словно записанный на грампластинку:
«Под Рязанью мы жили. Деревня Максимовка, Сапожковский район. Дом был. Но как такой большой семье и без дома? Шестеро детей! Был клочок земли, кормил он нас. И лошадь. По ней и решили, что мы скотину держим, значит, зажиточные, и надо нас раскулачить. Собрать ничего толком-то и не успели. Какие-то документы только, пару вещей. Детей схватили и на поезд. Когда невдомек, куда держишь путь – это самая долгая дорога. Видел, как природа меняется. Становится какой-то… Больше будто её становится. Тут слышу, машинист кричит: «Сатка! Выходим»… Здесь нашей семье предстояло начать все с нуля. Стали жить в бараке на две комнатки. Стен там не было, только тряпичные перегородки. Десять человек нас на эти несколько метров. Сначала было тяжело. Дети, новое место, ничего нет. Подумал тогда: у тебя два пути – или возненавидеть всех за то, что сделали с твоей семьей, или забыть и начать новую жизнь. Я пошел работать на завод. И сын мой Никифор тоже пошел. Оба завальщиками… Так потихоньку-помаленьку начали жить».
Историю, начатую Ефимом Наволокиным, приехавшим в Сатку в середине прошлого века, продолжили его потомки (сегодня общий стаж династии превышает 800 лет). И если Ефима Кузьмича мы могли только слышать, то его сына Никифора смогли увидеть – благодаря современным технологиям на экране ожила его фотография. В итоге прозвучала история шести поколений одной семьи. Её представители были не только рассказчиками и зрителями, но и участниками хора - одного из главных героев спектакля.
Он появился с началом второго эпизода. Когда звуки производства и музыки, специально написанной к спектаклю и исполнявшейся арт-группой «Waldgang», стали постепенно нарастать, из-за «занавеса» появился большой поющий коллектив. Весь в белоснежных блузках и рубашках он словно «разрезал» угнетающее тёмное пространство, и последующие эпизоды проходили с его участием. Благодаря хору «собрались» все, казалось бы, разрозненные звуки. Шумы производства (звон и скрежет металла, скрипы, грохот и другие), мелодии и звуковые эффекты, сыгранные на музыкальных инструментах (которым, кстати, стал и сам «Ангар» - удары по его железным элементам были доминантой эпизода с участием мужской части хора), поющие и говорящие голоса, аплодисменты и даже шёпот в зале. Всё «держал» главный стержень – хоровой коллектив.
В финале к поющим артистам присоединилась представительница династии Наволокиных, оперная певица Татьяна Бикмухаметова. Сначала её потрясающий голос словно «облетел» зал под «куполом»: девушка появилась позади трибун на «балкончике», которым послужила бывшая посадочная площадка мостового крана. А затем эффектно вышла к публике по яркой белой дорожке - в луче прожектора, исполнив арию на немецком языке о главном для любой семьи: о доме и счастье.
Видео перформанса можно посмотреть по ссылке.
-
2021
"Сатка: код города"
-
2021
Дни немецкой культуры
-
2023
Музей Минералов "Магнезит"