-
МГХПА им. С.Г.Строганова
Сотрудничество
Фонд "Собрание" и Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С.Г. Строганова связывают долгие годы плодотворного сотрудничества и успешных проектов.
В рамках сотрудничества оказывается поддержка развитию высшего профессионального образования, организация и проведение совместных образовательных программ, проектов, художественных выставок, научно-образовательных конференций, лекций и семинаров. Главная цель совместной деятельности — создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого жителя Челябинской области.
Первым совместным крупным проектом стала монументальная роспись фасада Управления Группы Магнезит в г. Сатке, выполненная студентами и преподавателями Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова в рамках летней практики.
Ежегодно в Сатке проходят мастер-классы и лекции с участием преподавателей Строгановской Академии. В детском оздоровительном лагере «Уралец» несколько раз проходили мастер-классы преподавателей МГХПА им. С.Г.Строганова. В 2016 году профильная смена прошла под руководством преподавателя МГХПА им. С.Г.Строганова, заведующего кафедрой живописи Национального института дизайна, члена Союза художников Валентина Дмитриева. На следующий год секретами мастерства с юными художниками делились молодые преподаватели-исследователи - Ольга Орловская и Гаянэ Тавакалова. В 2019 году в музее Магнезит с большим успехом прошла выставка заслуженной художницы России, члена-корреспондента Российской академии художеств, иллюстратора с мировым именем Анастасии Архиповой. Также в 2019 году прошел курс лекций и мастер-классов ведущих преподавателей Строгановской Академии. В 2020 году в музее Магнезит прошла выставка китайского художника, аспиранта Московской государственной художественно-промышленной академии С. Г. Строганова Лю Цзы Юя.
Также в числе совместных проектор: реставрация картин Серафимы Рянгиной и Бориса Яковлева из собрания Челябинского музея изобразительных искусств для выставки «Здесь встанут стройки стенами…», выставка «Великий немой» электротеатра «Луч» в музее Магнезит и другие.
2014
03 февраля 2014 года Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» и Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова заключили соглашение о сотрудничестве в целях развития научно-технической, культурно-просветительской и выставочной деятельности, поддержания традиций и сохранения культурного наследия Российской Федерации. В рамках соглашения партнеры будут оказывать поддержку развитию высшего профессионального образования в РФ, организовывать и проводить совместные образовательные программы, проекты, художественные выставки, экспозиции, научно-образовательные конференции, лекции, семинары и т. д.
Кроме того, Фонд и Академия договорились содействовать укреплению международных связей участников соглашения путем привлечения как российских, так и иностранных организаций и физических лиц с целью расширения культурных, творческих и иных необходимых контактов участников в России и за рубежом.
2015
Студенты 5-го курса кафедры средового дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова разработали предложения по благоустройству городской и промышленной территорий в городе Сатка (Челябинская область).
Для Саткинской производственной площадки группа молодых дизайнеров предложила свои идеи по организации и оформлению общественных зон и гостевого пешеходного маршрута, что чрезвычайно актуально для предприятия, поскольку на СПП проводятся экскурсии как для клиентов и партнеров Группы Магнезит, так и для школьников и студентов училищ в рамках программы профориентации.
Внимание второй проектной группы привлекла территория Дворца культуры «Магнезит», на которой студенты предложили создать дополнительные места отдыха, а также декоративную композицию – «Сад камней» с использованием локальных минералов.
Подготовленные проекты носят прикладной характер, имеют высокую степень проработки и будут реализованы «строгановцами» в 2016 году в качестве дипломных работ при организационной поддержке Группы Магнезит, Фонда «Собрание» и администрации Саткинского муниципального района.
2016
В рамках реализации совместных проектов, Группа Магнезит и Фонд «Собрание» выступили с инициативой организации и проведения среди студентов и преподавателей кафедры монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г.Строганова Конкурса на декоративно-художественное оформление фасада здания Управления Группы Магнезит, в Сатке.
Основная идея Конкурса - выполнение проекта монументальной росписи стены, состоящей из двух сегментов, каждый размером 13.8 х 6 метров, разделённых между собой оконными проёмами. Конкурсные проекты будут выполнены в формате, предусмотренном стандартной курсовой работой студентов кафедры. Техника исполнения росписи предполагается фасадными силикатными красками по штукатурному основанию.
Выбор победителя Конкурса будет производиться коллегиальным решением преподавателей кафедры монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г.Строганова и представителей Фонда «Собрание».
По итогам Конкурса предполагается в рамках летней студенческой практики студентов кафедры монументально-декоративной живописи, реализовать победивший проект в материале.
2016
На кафедре монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова (г. Москва) прошел итоговый просмотр работ, представленных на конкурс Фонда «Собрание», Администрации Саткинского района и образовательного учреждения. Речь идет о росписи фасада здания Управления Группы Магнезит в рамках летней практики студентов.
Напомним, в июне 2016 года в г. Сатка, Челябинская область, состоится летняя практика студентов кафедры монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова, тот проект даст возможность самым талантливым обучающимся воплотить свои смелые идеи на беспрецедентном по своим масштабам «полотне». Пространством для творчества станет фасад здания Управления Группы Магнезит, состоящий из двух сегментов, каждый размером 13,8х6 метров.
Студенты кафедры Монументально – декоративной живописи с энтузиазмом отнеслись к поставленной перед ними задаче. Всего на конкурс было представлено 25 эскизов, среди которых 10 – курсовых работ студентов кафедры монументально-декоративной живописи, остальные – от обучающихся других курсов и разных специальностей. Кроме того, один из преподавателей академии представил свои видение фасадной стены. Его работа была рассмотрена вне конкурса.
20 мая в Москве состоялся итоговый просмотр работ. По мнению преподавателей кафедры, все они продемонстрировали высокий уровень подготовки и творческой свободы мысли студентов. Также приятно удивило компетентное жюри и стилевое разнообразие эскизов, умелое использование различных техник и живописных приемов. По итогам просмотра преподаватели выставили свои оценки.
Далее непростой выбор предстоит сделать специальной комиссии, в состав который войдут представители МГХПА им. Строганова, Фонда «Собрание», Группы Магнезит и Администрации Саткинского муниципального района.
Сами студенты приедут в Челябинскую область в конце июня и проведут в Сатке две недели. Эскизы, представленные на конкурс, но не ставшие победителями, будут представлены на специальной экспозиции.
Добавим, оформление монументальной росписью здания Группы Магнезит представители академии им. Строганова проведут безвозмездно. Таким образом студенты - монументалисты смогут попрактиковаться в совершенствовании своих навыков, а Сатка сделает еще один шаг в преображении городской среды.
Для справки:
Кафедра монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова существует с 1945 г. — со времени воссоздания училища. На сегодняшний день она является единственной в стране кафедрой, готовящей профессиональных художников-монументалистов. Каждый учебный год завершается производственной практикой. Она бывает двух видов — копийная и производственная — студенты либо копируют на объектах росписи Древней Руси, либо выполняют в натуре на архитектурном объекте свои проекты.
Фонд «Собрание», Группу Магнезит и МГХПА им. Строганова связывает многолетнее плодотворное сотрудничество. Так, например, в 2015 году студенты 5-го курса кафедры средового дизайна разработали предложения по благоустройству городской и промышленной территорий Сатки. Речь идет о возможной организации общественных зон Саткинской производственной площадки и создании дополнительных мест отдыха возле ДК «Магнезит».
2016
В июне 2016 года в городе Сатка (Челябинская область) пройдет летняя практика студентов кафедры монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова. Победители конкурса, объявленного Фондом «Собрание» и Администрацией Сатки, распишут один из фасадов здания Управления предприятия.
Напомним, кафедра монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова существует с 1945 г. — со времени воссоздания училища. На сегодняшний день она является единственной в стране кафедрой, готовящей профессиональных художников-монументалистов. Каждый учебный год завершается производственной практикой. Она бывает двух видов — копийная и производственная — студенты либо копируют на объектах росписи Древней Руси, либо выполняют в натуре на архитектурном объекте свои проекты. В этом году по предложению Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» и Администрации Сатки самые талантливые начинающие монументалисты отработают полученные за год знания в Челябинской области.
Для этого среди студентов в конце 2015 года был объявлен конкурс на лучшее оформление, пожалуй, самого масштабного за всю историю летних практик «Строгановки» объекта: фасада здания Управления Группы Магнезит в Челябинской области. Речь идет о стене, состоящей из двух сегментов, каждый размером 13,8х6 метров, разделенных между собой оконными проемами.
Сейчас конкурс на лучший эскиз идет полным ходом: к работе приступили около 20 человек, в числе которых целая группа студентов под руководством доцента кафедры монументально-декоративной живописи Максима Лытова, а также обучающиеся других групп.
Определение лучших эскизов будет проходить в два этапа. Первый, с 18 по 31 мая, состоится в рамках экзаменационной сессии студентов «Строгановки». Далее непростой выбор предстоит сделать компетентному жюри, в состав которого войдут представители МГХПА им. Строганова, Фонда «Собрание» и Администрации Саткинского городского округа. Все эскизы, представленные на конкурс, но не ставшие победителями, будут представлены на специальной экспозиции в Сатке.
Студенты приедут в Сатку 15 июня и пробудут на Южном Урале две недели. За это время они не только воплотят в жизнь свои задумки, но и вместе со своими преподавателями проведут мастер-классы для молодежи. Причем обучение всех желающих также пройдет в «полевых» условиях: для этого саткинскими властями будут подобраны около десятка стен зданий и промышленных объектов в городе. Все мероприятия в рамках летней практики «Строгановки» станут частью фестиваля уличного стрит-арта, который пройдет этим летом в Сатке.
Стоит особо подчеркнуть, что оформление здания Группы Магнезит и мастер-классы для жителей Саткинского района представители академии им. Строганова проведут безвозмездно. Таким образом будущие художники смогут попрактиковаться в совершенствовании своих навыков, а Сатка сделает еще один шаг в преображении городской среды.
Фонд «Собрание», Группу Магнезит и МГХПА им. Строганова связывает многолетнее плодотворное сотрудничество. Так, например, в 2015 году студенты 5-го курса кафедры средового дизайна разработали предложения по благоустройству городской и промышленной территорий Сатки. Речь идет о возможной организации общественных зон Саткинской производственной площадки и создании дополнительных мест отдыха возле ДК «Магнезит».
2016
Монументальная роспись фасада 4-хэтажного здания в г. Сатке Челябинской области выполнена студентами и преподавателями Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г.Строганова, давнего партнёра Группы Магнезит и Саткинского района.
Напомним, в июне 2016 года в городе Сатка (Челябинская область) стартовала летняя практика студентов кафедры монументально-декоративной живописи МГХПА им. С.Г. Строганова. Победители конкурса, объявленного Фондом «Собрание» и Администрацией Сатки, расписывают один из фасадов здания Управления предприятия. Речь идет о стене, выходящей на ул. Пролетарскую, состоящей из двух сегментов, каждый размером 13,8х6 метров, разделенных между собой оконными проемами.
«Живопись выполнена в лучших традициях модернизма первой половины XX века в интерпретации современной креативной графики: яркие аппликативные силуэты, ясные контуры фигур – рассчитаны на дАлевое восприятие зрителем. Произведение эффектно вписывается в пространство улицы Пролетарской, дизайн-проект оформления которой был предложен художником Иваном Коржевым, — сообщили специалисты Строгановки. — Сложившийся декоративный ансамбль корреспондирует не только с фонарями и бордюрами в обрамлении улицы, но и далёким силуэтом монумента «Серп и молот». Всё это напоминает искусство первых лет революции, юбилей которой весь мир отмечает в 2017 году. Яркий позитивный колорит оживляет типовую застройку Сатки, поддерживает образное решение городского центра, активно работает в ночное время, реагируя на освещение».
В качестве прототипов, вдохновивших молодых авторов, были выбраны: классическое панно великого французского художника Фернана Леже «Рабочие», картина художника русского авангарда 1920-х годов Климента Редько «Завод», и живописные эксперименты знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье (так называемый пуризм).
Архитектурно-художественное благоустройство города продолжается.
Стоит особо подчеркнуть, что оформление здания Группы Магнезит и мастер-классы для жителей Саткинского района представители академии им. Строганова проведут безвозмездно. Таким образом будущие художники смогут попрактиковаться в совершенствовании своих навыков, а Сатка сделает еще один шаг в преображении городской среды.
Для справки:
Фонд «Собрание», Группу Магнезит и МГХПА им. Строганова связывает многолетнее плодотворное сотрудничество. Так, например, в 2015 году студенты 5-го курса кафедры средового дизайна разработали предложения по благоустройству городской и промышленной территорий Сатки. Речь идет о возможной организации общественных зон Саткинской производственной площадки и создании дополнительных мест отдыха возле ДК «Магнезит».
2016
Профильная смена под руководством преподавателя МГХПА им. С.Г.Строганова, заведующего кафедрой живописи Национального института дизайна, члена Союза художников Валентина Дмитриева прошла в детском оздоровительном лагере «Уралец» в Саткинском районе Челябинской области.
С 5 по 13 августа более 30 ребят — учащихся художественных отделений школ искусств Саткинского района, Челябинска, а также студентов Златоустовского педагогического училища постигали искусство живописи, с удовольствием создавая не по одному этюду в день. Открытый пленэр, на базе детского лагеря «Уралец» стал значимым событием для юных художников, им посчастливилось в летние каникулы совместить приятное с полезным.
За неделю работы профессора и юных художников был создан не один десяток работ, каждая из которых была представлена на экспозиции «Уральца», завершившей профильную смену. Перед зрителям предстали виды реки Ай; скал, возвышающихся над ней; величественные сосны, растущие на территории здравницы, а также красоты, открывающиеся с берега пруда в старой части города, где в ходе фестиваля «Моя Сатка» была установлена скамейка «Уральская горка».
Как утверждает Валентин Дмитриев, занятия живописью способствуют не только повышению профессионального уровня будущих художников, но и их духовному обогащению. «Если ребенок нашел себе занятие по душе, он никогда не попадет в сети наркомании или какой-либо другой зависимости. Поработав бок о бок не один день с этими детьми, я понял, что все они заболели живописью. Стоит только взглянуть, как у них загораются глаза, когда они берут в руки кисти и краски, с каким азартом рисуют, — говорит он. — Конечно, не мог их научить многому за столь короткий срок. Поделился с ними приемами, наработанными годами. Основной успех, которого достиг каждый из моих юных учеников — состояние живописной смелости. Ребята перестали бояться «хулиганить» кисточкой на бумаге, они поняли, что конечный результат этого хулиганства может быть впечатляющим».
«Несмотря на то, что ребята из разных уголков области, все разного возраста, это самый дружный отряд третьей смены «Уральца». У этих девчонок и мальчишек очень насыщенная жизнь. Они успевают не только рисовать, но и в жизни лагеря участвовать. Мы очень рады, что наша задумка удалась», — рассказывает искусствовед, куратор профильной смены Наталья Водолеева.
Довольны профильной сменой и все без исключения ребята. «В детстве не мечтал стать профессиональным художником, но живопись меня успокаивает, делает будни ярче. Поэтому, узнав о пленэре, не раздумывая, решил поучаствовать в нем. Главная цель была – научиться рисовать еще лучше. Тем более, что не каждый день удается взять уроки у такого мастера кисти, как Валентин Сергеевич Дмитриев», - считает студент Златоустовкого педагогического колледжа Игорь Климентьев.
Добавим, МГХПА им. С. Г. Строганова – давний партнер Фонда «Собрание» и Группы Магнезит. За несколько лет было реализовано несколько совместных проектов. Так, в 2015 году студенты 5-го курса кафедры средового дизайна разработали предложения по благоустройству городской и промышленной территорий Сатки. А в этом году был проведен конкурс среди обучающихся на кафедре монументально-прикладной живописи на право росписи одной из фасадных стен заводоуправления «Магнезита».
2017
29 июня состоялась итоговая выставка работ, которые были выполнены юными художниками Южного Урала в течение пленэра.
Второй год подряд преподаватели МГХПА им. С. Г. Строганова приезжают в детский оздоровительный лагерь «Уралец», чтобы поделиться секретами мастерства с юными художниками.
Участниками профильной смены - открытого пленэра в этом году стали учащиеся художественных отделений школ искусств Саткинского и Ашинского районов, а так же ДШИ Челябинска. Всего на территории детского лагеря «Уралец» собралось 70 начинающих художников.
Если в прошлом году пленэр шел под руководством профессора МГХПА им. С.Г. Строганова, заведующего кафедрой живописи Национального института дизайна, члена Союза художников Валентина Дмитриева, который познакомил ребят с классической школой живописи. То в этом году обучать ребят искусству приехали молодые преподаватели-исследователи - Ольга Орловская и Гаянэ Тавакалова.
Ольга Орловская — член Российского союза художников, постоянный участник выставок Российского союза художников, молодежных и международных выставок, специалист в области станковой графики и книжной иллюстрации.
Гаянэ – специалист в области станковой живописи и станковой графики, лауреат премии Российского Союза художников, организатор и куратор лекций, мастер-классов, посвященных истории и культуре Строгановской академии, в рамках специальной программы Департамента образования и науки Москвы.
На протяжении 10 дней ребятам преподаватели «Строгановки» доступным языком и методами рассказывали и показывали приемы живописи. Познакомиться с работами ребят, которые получились в итоге, можно было 29 июня в конце смены на открытом показе. В этот же день прошло награждение лучших из них, по мнению гостей из академии. 11 юным художникам были вручены сертификаты об окончании пленэра.
«Мы благодарны администрации Саткинского муниципального района, специалистам академии за поддержку идеи сотрудничества с академией Строганова», - отмечает директор ДОЛ «Уралец» Марина Мигашкина.
Преподавателям «Строгановки», впервые побывавшим в Саткинском районе, очень понравилась природа, и они выразили надежду еще раз побывать здесь, чтобы художественно запечатлеть всю красоту. Московским гостям на память подарили книги о Сатке и варенье из кислицы.
2017
Реставратор Филипп Гузанов восстановит три произведения, посвященных комбинату Магнезит, из собрания Челябинского государственного музея изобразительных искусств (ЧГМИИ). Живописные полотна Серафимы Рянгиной «У шахтной печи» и «Цех производства кирпича», а также полотно Бориса Яковлева «Рудник. Сатка» созданы в 1935 году. Проект реализуется под патронажем Московской государственной художественно-промышленной Академии имени С.Г. Строганова, которую представляет Филипп Гузанов. Воплощение идеи стало возможным благодаря Группе «Магнезит» и Фонду поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание».
В 1930-е годы С. Рянгину и Б. Яковлева, как и многих мастеров той эпохи, покорил размах индустриального строительства. Результатом творческого десанта на Урал стали производственные пейзажи и портреты людей труда, экспонировавшиеся на знаковой выставке «Урало-Кузбасс в живописи» в 1935-1936 годах.
«Картины нуждаются в серьезной реставрации, состояние не позволяло их демонстрировать и долгие годы произведения провели в запасниках музея. Мы благодарны Группе Магнезит и фонду «Собрание» за возможность «вернуть к жизни» прекрасные картины классиков советского искусства. Далеко не всегда удается найти понимание музейных проблем и готовность помочь в их решении на столь высоком профессиональном уровне. Также следует отметить, что участие в процессе восстановления полотен станет полезным опытом для наших реставраторов. Прекрасно, что три уникальных полотна смогут, наконец, увидеть, посетители как «живых», так и виртуальных экспозиций нашего музея», - сказал директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко.
Реставрация картин будет проходить в Картинной галерее Челябинского музея изобразительных искусств (ул.Труда, 92а) с 21 ноября по 2 декабря 2017 года.
В 2018 году Челябинский государственный музей изобразительных искусств при поддержке Группы Магнезит и фонда «Собрание» планирует демонстрацию произведений «на месте событий», в городе Сатка Челябинской области.
Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) - советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955). Писала жанровые полотна, посвященные труду и быту советских людей ("Обед рабочего", 1927, "Подруги", 1945, - оба в ГТГ), портреты, пейзажи, натюрморты.
Яковлев Борис Николаевич (1890—1972) — русский художник-пейзажист. Одним из первых советских художников обратился к жанру индустриального пейзажа, воспевающего «романтизм» социалистического строительства. Его известные работы также на тему индустриализации страны: «Транспорт налаживается» (1923 год) и лирический пейзаж «Пашня» (1950-е годы).
Гузанов Филипп Владимирович - живописец и художник-реставратор. В 1992 г. окончил Московское областное педагогическое художественное Училище памяти 1905 г. Учился у В.И. Пастухова. Окончил Московский Государственный Художественно Промышленный Университет им. С.Г. Строганова. Учился у профессора П.Г. Редечкина. С 1992 г. художник–реставратор ГосНИИР, занимается реставрацией монументальной и станковой темперной и масляной живописи.
2017
В Правительстве Челябинской области состоялось заседание совета Челябинского регионального отделения Российского исторического общества, на котором было подписано соглашение между фондом «История Отечества», Московской государственной художественно-промышленной академией им. С.Г. Строганова и Фондом поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание».
Соглашение направлено на сотрудничество в целях популяризации истории Челябинской области и сохранения историко-культурного наследия промышленных династий России. В частности, предполагается участие сторон в реставрации исторических зданий города Сатка и установка памятника основателю города – графу С.Г. Строганову.
Участие в мероприятии приняли исполнительный директор Фонда «История Отечества» Константин Могилевский, Президент Группы «Магнезит», председатель наблюдательного совета Фонда «Собрание» Сергей Коростелев и Советник ректора по международным вопросам и связям с общественностью Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова Кирилл Гаврилин.
Стороны договорились содействовать осуществлению культурных, образовательных и научных программ на территории Челябинской области, в том числе организации выставок, изданию научных трудов, установке памятников, проведению форумов, конференций, круглых столов и иных мероприятий. После заседания гости посетили Сатку, где ознакомились с планами реставрации его исторической части, в том числе, обсудили идею создания комплекса небольших тематических музеев и реконструкции улицы Карла Маркса с элементами оформления частных домов в традициях русского деревянного зодчества.
Заселение будущего города Сатка началось в середине 18-го века в связи со строительством металлургического завода и рабочего посёлка при нём. Завод был основан самыми известными в России того времени промышленниками Строгановыми на месте Саткинской лесной дачи. Троице-Саткинский чугуноплавильный и железоделательный завод начал работать 19 ноября 1758 года – эта дата считается также днём рождения города. В конце XIX века близ Саткинского завода было открыто месторождение магнезита, а 21 сентября 1901 года из камерной печи на заводе «Магнезит» были выпущены первые кирпичи с высокими термостойкими свойствами. С этого времени начался отсчет новой истории города. Благодаря многолетнему тесному единству города и одного из крупнейших предприятий по производству огнеупоров – Группы «Магнезит» – в Сатке построены Дворцы культуры и спорта, больницы, поликлиники, детские сады, школы, создана социальная инфраструктура.
Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» создан в 2011 году Группой «Магнезит» и частными инвесторами для содействия культурному, эстетическому и социальному развитию, прежде всего, Саткинского муниципального района Челябинской области как территории размещения основного производственного комплекса Группы. Основной целью деятельности Фонда является сохранение исторического и культурного наследия, развития человеческого капитала и повышения качества жизни.
Фонд «Собрание» с 2013 года плодотворно сотрудничает с Московской государственной художественно-промышленной Академией имени С.Г. Строганова, одним из старейшей учебных заведений живописи и прикладного искусства. Эта совместная деятельность направлена на улучшение качества жизни жителей Сатки, на оживление местной типовой застройки, создание дополнительных мест отдыха и улучшение состояния объектов инфраструктуры.
Целью Российского исторического общества стало объединение усилий государственных и общественных деятелей, ученых, искусствоведов и любителей истории для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти.
Фонд «История Отечества» некоммерческая организация, созданная по указу Президента Российской Федерации от 6 апреля 2016 года № 163. Основной целью деятельности Фонда является популяризация российской истории в Российской Федерации и за рубежом, сохранение исторического наследия и традиций народов России, а также поддержка программ исторического просвещения.
2018
Живопись Серафимы Рянгиной и Бориса Яковлева из собрания Челябинского музея изобразительных искусств жители Сатки смогут увидеть во Дворце культуры "Магнезит" с 20 ноября по 21 января. Выставка пройдет в рамках программы: «Большое искусство малым городам».
Эта выставка – результат сотрудничества Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова и Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание».
В ноябре 2017 г. – январе 2018 г. художники–реставраторы Строгановской Академии и Челябинского музея Филипп Владимирович Гузанов и Виктор Николаевич Чичиланов провели комплексную реставрацию трех произведений: Яковлев Б.Н. «Рудник. Сатка» (1935, холст, масло 141 х 100), Рянгина С.В. «У шахтной печи» (1935(1934), холст, масло 150 х176), Рянгина С.В. «Цех производства кирпича» (1935, холст, масло, 149 х 174).
Следует отметить, что эти произведения имеют особую ценность в истории страны и музея.
В начале 1930-х годов по призыву Серго Орджоникидзе сотни художников из Москвы и Ленинграда двинулись на восток страны с целью в художественных образах запечатлеть индустриальные преобразования молодого государства. По просьбе директора Саткинского завода «Магнезит» З.Я.Табакова, Серго Орджоникидзе лично направил двух художников Серафиму Рянгину и Бориса Яковлева на важнейший промышленный объект. Эти произведения вошли в состав передвижной выставки «Урало – Кузбасс в живописи», которая в 1935 и 1936 годах была показана в Уфе, Новосибирске, Свердловске и Челябинске, позднее в 1938 – «Южный Урал в живописи». В 1940 году произведения выставки стали основой созданной Челябинской картинной галереи, ныне Музей изобразительных искусств.
После войны началась активная выставочная деятельность, в которой неоднократно принимали участие произведения Яковлева Б.Н. и Рянгиной С.В.
В декабре 2016 г. эти три холста стали участниками юбилейной выставки «Ударным темпом, полным ходом!», ее художественно – смысловыми акцентами. Это позволило еще раз оценить и зафиксировать состояние сохранности произведений. Значительные въевшиеся пылевые загрязнения, провисание и коробление холста, вздутия красочного слоя, местами осыпания красочного слоя - все это потребовало серьезной реставрационной работы, дублирования авторских холстов на новую основу, изготовления новых, более мощных подрамников.
Этот проект – прекрасный пример сотрудничества и партнерства в сфере культуры и искусства.
Подробнее о реставрации картин можно прочитать здесь http://fundsobranie.ru/afisha/5a1298dc4b2be3b84c8b4567
2019
С иллюстрации в детской книге начинается знакомство ребенка с изобразительным искусством. С 1 марта по 30 мая в музее «Магнезит» будут показаны рисунки известной российской художницы-иллюстратора Анастасии Архиповой. Зрители увидят знакомые многим акварельные работы к сказкам Ханса Кристиана Андерсена, братьев Гримм, Чарльза Диккенса, Оскара Уайльда и других.
Анастасия Ивановна –заслуженный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, иллюстратор с мировым именем. Дебютировала книгой для издательства «Детская литература» «Тропинка в горы» Гургена Габриэляна. Тогда же, в 1977 году, была напечатана книга-малютка «Принцесса на горошине» с гигантским для молодой художницы тиражом в 5.000.000 экземпляров. Уже в ранний период своей профессиональной деятельности Анастасия Ивановна была очарована миром сказки, особенно творчеством известного датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. Для многих эти удивительные рисунки навсегда стали частью детства - «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик, «Дюймовочка», «Снежная Королева», «Девочка со спичками» и многие другие.
Успех художницы был замечен и на международной арт-сцене. В 1985 году директор немецкого издательства «Schreiber Verlag» заказывает Архиповой иллюстрации к сказке братьев Гримм «Счастливый Ганс». С этого момента творчество мастера стало особенно популярным не только в России, но и за рубежом. Книги с ее иллюстрациями публикуют в Бразилии, США, Республике Корея, Китае и странах Европы.
В последнее время Анастасия Ивановна работает в жюри международных и российских конкурсов, является участником международных конгрессов, организатором Всероссийского конкурса «Образ книги», членом Исполнительного комитета Международного совета по детской книге (IBBY).
Свои миниатюры Анастасия Архипова создает в технике классической акварели, то есть дает краске высохнуть и прорабатывает второй слой, и так далее, возвращаясь к деталям, создавая многослойную, многоцветную акварель. По словам Анастасии Ивановны, эта техника дает возможность создать сложный, почти ювелирный образ. Большую часть времени создания иллюстрации занимает изучение героя, произведения, самого писателя, погружение в эпоху, в которой он работал. Результатом этого кропотливого труда становится уникальное изображение, пронизанное нежным отношением к персонажам, любовью и вниманием к деталям, линиям, контексту. Художник становится соавтором писателя, создавая новый визуальный мир для читателя. И волшебный мир Анастасии Архиповой многим поколениям подарил сказку, которая бережно хранится в памяти, в созданных ею образах любимых персонажей.
2019
Курс по истории мировой художественной культуры предназначен для слушателей старшего школьного возраста и всех интересующихся историей искусства. Лекции прочтут ведущие преподаватели Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова – профессоры К.Н. Гаврилин, Е.Е. Докучаева, известный современный художник Егор Кошелев, работы которого находятся в собрании Третьяковской галереи. Мастер-класс по каллиграфии и традиционной китайской живописи тушью проведет преподаватель Пекинского педагогического университета Лу Цзы Юй. Познакомит с монументальной живописью в формате лекций и мастер-классов художница Александра Спиридонова.
Лекции и практические занятия помогут слушателям окунуться в прекрасный мир древнего и современного искусства, почувствовать его особенности, научиться видеть и понимать произведения архитектуры, живописи, скульптуры.
Курс организован в рамках программы «Шаги просвещения: от образования к успеху» и соглашения о сотрудничестве между Правительством Челябинской области, Российской академией образования и Магнитогорского государственным техническим университетом имени Г.И. Носова при участии Фонда «Собрание» и Группы Магнезит.
Лекции и мастер-классы пройдут с 27 февраля по 1 марта в школах № 4, 5, 11, 40, в Саткинском горно-керамическом колледже, детских школах искусств № 1 и 2, в музее «Магнезит».
Кирилл Николаевич ГАВРИЛИН, МГХПА имени С.Г. Строганова, советник ректора, заведующий кафедрой истории искусств и гуманитарных наук, профессор, кандидат искусствоведения, член Союза художников России;
Елена Евгеньевна ДОКУЧАЕВА, МГХПА имени С.Г. Строганова, профессор, кандидат искусствоведения, член Союза художников России;
Георгий Константинович КОШЕЛЕВ, МГХПА имени С.Г. Строганова, доцент, кандидат искусствоведения, член Союза художников России;
Александра Михайловна СПИРИДОНОВА, МГХПА имени С.Г. Строганова, аспирант;
ЛУ ЦЗЫ ЮЙ, Пекинский педагогический университет, преподаватель, художник.
Строгановская Академия – один из старейших вузов страны, основанный в 1825 году графом С.Г. Строгановым. За почти двухсотлетнюю историю усилиями многих поколений художников, дизайнеров и ученых-искусствоведов здесь собрано и бережно сохраняется богатое художественное наследие.
2019
22, 23 и 24 апреля в Сатке пройдет второй цикл занятий, посвящённых изучению истории мировой художественной культуры. В этот раз участники займутся практикой различных направлений искусства — от живописи до стрит-арта.
Мастер-класс для детей и творческую встречу со взрослыми проведет Анастасия Архипова, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, иллюстратор. Сказочные акварели Анастасии Ивановны для знаменитых сказок знакомы многим поколениям. Выставка ее акварельных работ сейчас проходит в музее «Магнезит».
Ирина Миклушевская, преподаватель МГХПА имени С.Г. Строганова, кандидат искусствоведения, в рамках практических занятий расскажет о техниках живописи и поможет их освоить воспитанникам детской школы искусств №1 им. Ю.А. Розума. Продолжить осваивать тонкости традиционной китайской техникой живописи гохуа смогут участники мастер-класса художника Лу Цзы Юя.
Алексей Лучко (Luka) проведет воркшоп для детей «Мой домик», где расскажет и покажет, как различные материалы - от пластика до дерева - можно использовать в творчестве. Будучи архитектором по образованию, Алексей стал одним из самых прогрессивных молодых российских художников, начавших свою творческую карьеру с граффити. Уже более десяти лет он рисует на стенах и холстах, создает коллажи, объемные композиции из дерева и других материалов, а также цифровые работы, в которых всегда безошибочно прослеживается его оригинальный стиль. В рамках Международного фестиваля «Моя Сатка» в 2018 году он нарисовал мурал на фасаде «Ангара-18» и создал деревянный арт-объект «Стайка стаек» из бывших построек, существовавших на улицах Сатки. 23 апреля состоится презентация арт-объекта.
Первый цикл занятий по программе «Строганов-центра» прошел в конце февраля 2019 года. В течение недели Саткинские школы и музей «Магнезит» были образовательными площадками по изучению истории мировой художественной культуры: художники, дизайнеры, исследователи — ведущие преподаватели и профессоры Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Пекинского педагогического университета, а также сотрудники Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского читали лекции и проводили мастер-классы.
Образовательная и культурная деятельность «Строганов-центра» сегодня реализуется в рамках программы «Шаги просвещения: школа и семья, как ресурсы успеха». Программа разработана в рамках соглашения о сотрудничестве между Правительством Челябинской области, Российской академией образования и МГТУ им. Г.И. Носова. Главная цель программы — создание условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого жителя Челябинской области.
2019
Завершился новый цикл образовательной программы «Строганов-центра» по истории мировой художественной культуры. Ученики и педагоги детских школ искусств, ветераны и молодежь «Магнезита», а также интересующиеся искусством горожане на протяжении трех дней глубже знакомились с техниками живописи и творчества разных эпох.
Внутренняя свобода
Анастасия Ивановна Архипова – иллюстратор, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент МГХПА им. С. Г. Строганова, вице-президент Международного совета детской книги. Многие годы она создает акварели для книг мировой художественной литературы. Ее работы — это шедевры, продуманные и проработанные до мелочей. Приступая к каждой иллюстрации, она глубоко анализирует произведение, эпоху, о которой повествует автор, ее исторический и бытовой контекст.
«Это, с одной стороны, сложно, с другой — очень интересно, потому что вникаешь в замысел автора, создаешь образ, и с этим связаны свои собственные размышления», — сказала художница во вступлении к мастер-классу для учеников ДШИ №1 им. Ю.М. Розума. Она предложила участникам придумать и воплотить в акварели персонажа, основываясь на главной идее сказки «Новое платье короля» — зависимости от иллюзий и общественного мнения. Юные художники проанализировали свое окружение и мироощущение, расширили свое понимание творческой работы и создали уникальные образы, как подчеркнула Анастасия Ивановна: «У некоторых из вас получились вполне реализуемые мечты. А у некоторых, наоборот, мечта, которая так и останется мечтой. Вы все — молодцы, создали интересные вещи. Будьте свободны внутренне, ставьте себе другие задачи… Это не академический рисунок, а процесс, который дает ход мысли, чтобы почувствовать личность».
Ответила на вопросы о своем становлении как художника и подходах к работе Анастасия Архипова в рамках творческой встречи в зале музея «Магнезит», где проходит выставка иллюстраций художницы.
Она рассказала, что родилась в семье художников и с самых ранних лет начала рисовать: «Вокруг всегда было много друзей, знакомых, которые приходили, обсуждали вопросы, связанные с изобразительным искусством. Казалось, это самое интересное, что только может быть в жизни. А художник — главная в мире профессия. И сомнений, что выберу ее, не возникало».
В основном Анастасия Ивановна иллюстрирует детские книги. Но среди ее работ есть и иллюстрации совсем не к сказочным историям. В том числе — «Страдания юного Вертера» Гёте, пьесы Мольера, произведения о войне. Также она создает обложки: «Это — особая задача. Здесь важно найти квинтэссенцию литературного произведения, чтобы картинка на обложке сразу привлекала внимание, отражала дух истории, сочеталось со шрифтом».
Звучали вопросы и о том, как происходит процесс подбора сюжета, как много времени занимает создание рисунка, какие специальные приспособления используются для написания мелких деталей. Некоторые гости принесли на встречу книги для автографа, которые уже много лет стоят в домашней библиотеке и читаются детям нескольких поколений. «Вот сейчас подписывала книжечку совсем-совсем старенькую, маленькую, тоненькую, скромную, двухцветную – одну из первых моих издательств. Это сказка братьев Гримм «Дурень-Ганс». Неожиданная и приятная встреча».
В завершении встречи Анастасия Архипова поблагодарила всех и отметила, что не смогла присутствовать на открытии выставки. «К сожалению, имела представление о ней только по фотографиям. Но видеть все своими глазами совсем другое дело. Это примерно то же, как знать, что твои работы в книгах посмотрят миллионы людей, и совсем другое — увидеть непосредственно лица тех людей, которые всматриваются в них прямо сейчас».
Оттачивая мастерство
Безупречное владение кистью необходимо для живописи в стиле Гохуа. Традиция этого рисунка уходит корнями в период 3-2 веков до н.э. Достичь мастерства в искусстве Гохуа сложно – особенности стиля исключают вероятность ошибки. Художники долго учатся и тренируются. Перед началом работы художник должен хорошо представить изображение, исправить что-либо, как на полотне, невозможно. Работа ведется «на одном дыхании», без перерывов, чтобы избежать ошибок. Участники мастер-класса китайского художника, преподавателя МГХПА им. С. Г. Строганова Лу Цзы Юя попробовали постичь тонкое искусство китайской живопись тушью.
Тематикой мастер-класса стал характерный для гохуа природный жанр – участники рисовали тарелку, полную ягод вишни. Специфика техники позволяет одним мазком создать законченный образ ягоды, а рисовая бумага, вода и тушь – варьировать плотность краски и текстуру. «Китайская живопись не так проста, как кажется, — отметил ведущий мастер-класса. — В ней не столько важен цвет, сколько линии. Существует 18 способов нарисовать их».
Продолжила тему живописи Ирина Миклушевская, доцент, кандидат искусствоведения МГХПА им. С. Г. Строганова. Два мастер-класса для воспитанников художественных отделений ДШИ саткинского района были посвящены технике многослойной акварели.
В рамках первого юные художники оттачивали новые приемы на натюрморте с кистью зеленого винограда. «Буквально месяц назад в вашей школе искусств прошел мастер-класс китайского художника, преподавателя нашей академии Лу Цзы Юя. Его участники, в числе которых были некоторые из вас, также рисовали виноград. Я подумала, что вам будет интересно сравнить две разные художественные техники», — пояснила свой выбор темы Ирина Николаевна. Иной сюжет — морской этюд — создавали во время второго мастер-класса.
Ирина Миклушевская дала детальные комментарии, раскрыла нюансы работы с бумагой, тенями, контрастом и цветом, делилась ценными советами и способами раскрытия каждой отдельной работы. Перенимали опыт не только юные художники, но и их преподаватели.
Эскиз для родного города
Уникальный мастер-класс провел для воспитанников ДШИ №1 им. Ю. М. Розума московский художник и архитектор Алексей Лучко (Luka).
«Когда создается эскиз, учитывается много факторов. Подумайте, что вас больше всего радует, что с удовольствием бы наблюдали каждый день сами и что, на ваш взгляд, понравится людям, будет хорошо смотреться в городе. — обратился Алексей в ученикам до начала работы. — Самая главная задача — представить, что однажды вашу идею можно будет воплотить в жизнь, украсив работой одно из зданий». На пенокартонных заготовках в форме домов дети делали аппликации из журнальных вырезок, рисовали и чертили. Получились исключительные эскизы с глубокими замыслами – призывающие к заботе о природе или вниманию к окружающим.
Под его руководством в игровой форме юные художники смогли погрузиться в уличное искусство, прочувствовать и пройти этапы от формирования замысла, до создания эскиза под определённое здание и для конкретной аудитории.
«Сегодня авторы удивили меня достаточно нестандартными подходами. Дети мыслят вне каких-то рамок. Единственным ограничением для них был конкретный силуэт здания», — отметил Luka.
В эти же дни прошла установка «Стайки» — массивной скульптурной композиции из обломков бывших городских уличных построек. Этот арт-объект — одновременно и эхо истории города Сатка, деконструированное и воссозданное в новом облике, и свидетель преображения города, его новых форматов и событий, дань памяти и маяк для перемен.
2019
«ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ» ЭЛЕКТРОТЕАТРА «ЛУЧ»
На выставке демонстрируются экспонаты из фондов музея «Магнезит», которые впервые представлены публике. Программы спектаклей cаткинского самодеятельного музыкально-драматического кружка 1916-1917 гг., а также афиши, программы и билеты картин немого кино, что показывали в саткинском электротеатре «Луч» до революции 1917 года.
28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов состоялся первый общедоступный сеанс «синематографа Люмьеров», а уже в первой половине 1896 года изобретение Луи Люмьера появилось в России. Многие русские фотографы быстро научились новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»).
Экспонаты, представленные на выставке, датируются 1914-1916 годами. Шла Первая мировая война. Характерные черты кинематографа России того времени – мгновенность отклика на события, о которых все говорят, простой, легко прочитываемый сюжет фильмов. Чего стоят их названия – «Кровавый безумец современной войны», «Зверства германских варваров в Ченстохове», «Гибель американского миллиардера на «Лузитании», взорванной германской подводной лодкой у берегов Ирландии». Несмотря на простоту сюжета некоторых картин, фильмы пользовались популярностью у зрителей.
К достоинствам российских кинопромышленников относится, за редким исключением, их патриотичное стремление к использованию кинематографа в просветительских целях. Экранизируют, часто примитивно, произведения крупнейших русских писателей, снимают сцены из спектаклей. Так, на выставке представлена афиша к фильму «После смерти» (Тургеневские мотивы). Продюсером экранизации по мотивам рассказа Ивана Тургенева «Клара Милич» выступил знаменитый Александр Ханжонков, режиссер Евгений Бауэр.
Артефакты бережно собирал и сохранил архивариус завода «Магнезит» Михаил Григорьевич Рыжих. В 2019 году они были отреставрированы Ларисой Владимировной Бастрыгиной, художником-реставратором отдела научной реставрации произведений прикладного искусства Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва).
2019
С 20 по 29 июня в детском лагере «Уралец» пройдет IV Открытый пленер «Вариации прекрасного». Юные художники Челябинской области под руководством опытных преподавателей будут осваивать различные техники рисунка, работы с натурой, светом и материалами. Летняя сессия занятий станет продолжением стартовавшей в феврале образовательной программы МГХПА им. Строганова по истории мировой художественной культуры в рамках работы проекты «Шаги просвещения: школа и образование как ресурсы успеха».
Во второй раз профильную смену будет вести Член Союза Художников, преподаватель академической живописи в МГХПА им. Строганова, заведующий кафедрой общехудожественных дисциплин Национального Института Дизайна Валентин Дмитриев. Также занятия по зарисовке и наброскам будет вести заведующий художественно-творческим отделом ЮУрГИИ им. Чайковского Елена Маркина.
Расписание для участников смены построено таким образом, чтобы дети смогли сменить учебную обстановку и отдохнуть, провести время в команде и погрузиться в искусство не только через практические занятия. Бессменный куратор пленера, преподаватель теоретических дисциплин Детской школы искусств №1 им. Розума, искусствовед Наталья Водолеева создала программу занятий цикла «Занимательная история искусств». В нее вошли интерактивные лекции о тонкостях понимания различных феноменов культуры, викторины на знания видов и направлений искусства, обзорные «путешествия» по шедеврам мирового искусства, работа с метафорическими картами для развития ассоциативных связей и воображения, а также сеансы летнего кинотеатра.
Итогом пленера станет традиционная выставка работ юных художников Южного Урала.
2020
31 января в Сатке в Музее «Магнезит» открывается уникальная выставка китайского художника, аспиранта Московской государственной художественно-промышленной академии С. Г. Строганова Лю Цзы Юй.
"Пейзажи Сатки незабываемы, они заставляют меня вернуться сюда уже в третий раз. Заснеженные леса, зелёные избы, огромные шахты и карьеры - красиво, словно в сказке", - поделился Лю Цзы Юй своими впечатлениями о Сатке. В маленьком уральском городе мастер уже дважды проводил мастер-классы по традиционной китайской живописи гохуа.
Китайская живопись имеет более чем двухтысячелетнюю историю. По мере своего развития, она приобрела форму, сочетающую рисунок, каллиграфию и печать. Китайская живопись сильно отличается от европейской реалистической масляной живописи: изображение более плоское, уделяется большее внимание экспрессивной составляющей, на картине может быть много фокальных точек. Для сравнения, в китайской живописи часто используется форма свитка, на нём может быть река, изображаемая во всю свою протяжённость, и прибрежные пейзажи, всё в одной плоскости. На этой выставке представлено множество пейзажей Сатки, выполненных Лю в стиле китайской живописи тушью.
"Вид с работы «Саткинское месторождение» открылся передо мной, когда я в первый раз посетил место горной выработки. Я стоял на краю огромного карьера, грузовики, перевозящие внизу руду, были размером с большой палец. Это месторождение, которому уже более 100 лет, глубоко потрясло меня. Дороги, выделявшиеся на фоне белого снега, извивались по карьеру энергичными линиями, открывая широкую перспективу. В китайской живописи особое внимание уделяется линиям, их существует более 18 разных видов. Извилистые линии карьера очень точно совпадали с ощущением линий в китайской живописи, на основе этого ощущения я и создал данную работу", - передает свои ощущения художник.
Кроме того, на выставке также представлены несколько работ в традиционном китайском жанре хуа-няо ("цветы и птицы"). При их создании сначала прорисовывается контур, затем добавляется цвет: пигмент растирается в воде и наносится полупрозрачным слоем на полотно. Для усиления насыщенности цвета, его наносят несколько раз, иногда более 10.
За последние сто лет китайская живопись переняла множество элементов европейской традиции, обогатив собственные художественные методы. Большинство работ, представленных зрителю на этой выставке, являются плодом слияния китайской и западной традиций живописи.
Лю Цзы Юй родился 23 декабря 1978 года. В 2000 году окончил Пекинскую художественную школу, в 2004 году - университет медиа Китая по направлению «Театральная живопись». В 2010-2015 годах работал в Пекинском педагогическом университете. В 2015-2017 годах учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств.
В настоящее время – аспирант Московской государственной художественно-промышленной академии С. Г. Строганова.
Работы Лю Цзы Юй не раз экспонировались на выставках в Китае, Корее и России.
2021
19 марта 2021 года завершился очный этап Всероссийской креативной Школы-Фестиваля творческих компетенций «StroganovFest2020». Его участниками стали более 250 обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования из разных регионов России.
Проект Школы-Фестиваля для творческой молодежи «StroganovFest2020» стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов, который ежегодно проводит Федеральное агентство по делам молодежи. Однако, в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой и введением ограничительных мер для профилактики вируса COVID-19 проведение очного этапа было перенесено на 2021 год.
Для участия в отборочном этапе было подано более 1500 заявок от студенческих команд и индивидуальных участников из 85 регионов России. Конкурсный отбор проходил по 6 номинациям: Фирменный стиль; Дизайн против COVID; Дизайн мебели будущего; Мультимедиа-технологии в проектировании; Промышленный дизайн. Предметно-пространственная среда; Восстановление и реконструкция памятников культурного наследия с применением интерактивных технологий. По решению Жюри была добавлена дополнительная номинация Дизайн среды.
В течение недели участники Школы-Фестиваля представляли свои проекты Экспертной комиссии и получали рекомендации для дальнейшего развития в сфере дизайна. На Фестиваль были приглашены ведущие эксперты в области дизайна: Хельмянов Сергей Петрович, заведующий кафедрой промышленного дизайна, доцент «Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица», Елизарова Екатерина Аркадьевна, предметный дизайнер, Дизайнер Года (Elle Decoration Best of a Year Awards), создает коллекции для брендов по всему миру от Италии и Франции до США и Великобритании, Шашмурин Сергей Анатольевич, руководитель центра промышленного дизайна АО "ПО «УОМЗ» (АО Швабе, Ростех), председатель Свердловского регионального отделения «Союз дизайнеров России», Пигулевский Виктор Олегович, ректор Южно-российского гуманитарного института , доктор философских наук, профессор, член Союза дизайнеров России, Чепурова Ольга Борисовна, доцент, кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой Дизайна Оренбургского государственного университета, Науменко Софья Николаевна, художник-реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря, преподаватель кафедры ХРМ МГХПА им. С.Г. Строганова, Насонов Илья, старший преподаватель МГХПА им. С.Г. Строганова, лектор Universita di Bologna, главный дизайнер Nasonov Design Werke, Малышева Анастасия Николаевна, руководитель дизайн-студии Simple Design.
Насыщенная программа фестиваля включала также посещение мастер-классов и производственных площадок партнеров, знакомство с кафедрами и лабораториями Академии, Музеем МГХПА им. С.Г. Строганова и мастерской всемирно известного скульптора Александра Николаевича Бурганова в Московском музее «Дом Бурганова», лекции в дизайн-студиях, где участники обсудили последние тренды в области дизайна, и участие в Большом Хакатоне, который в этом году был посвящен 100-летию ВХУТЕМАСа - главного творческого вуза страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке, прямым наследником которого является современная Строгановская академия.
В рамках торжественного закрытия состоялось награждение победителей и лауреатов конкурса творческих проектов. Это молодые профессионалы из разных регионов России, а также студенты российских ВУЗов: Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ), СКФУ, Гжельского Государственного Университета (ГГУ), Алтайского государственного Института культуры, Донского государственного технического университета, Астраханского государственного университета, МГУТУ им.К.Г.Разумовского, Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), Самарского государственного технического университета, Владимирского государственного университета, Российского государственного социального университета, Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств и других.
Подробнее о том, как прошел фестиваль, фоторепортажи и отзывы участников и организаторов Школы-Фестиваля по ссылке.
Группа «Магнезит» и Фонд поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» выступили в числе партнеров фестиваля.
-
2021
"Сатка: код города"
-
2021
Дни немецкой культуры
-
2023
Музей Минералов "Магнезит"