×
афиша
  • Оттачивая мастерство

Завершился новый цикл образовательной программы «Строганов-центра» по истории мировой художественной культуры. Ученики и педагоги детских школ искусств, ветераны и молодежь «Магнезита», а также интересующиеся искусством горожане на протяжении трех дней глубже знакомились с техниками живописи и творчества разных эпох. 

Внутренняя свобода 

Анастасия Ивановна Архипова – иллюстратор, заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, доцент МГХПА им. С. Г. Строганова, вице-президент Международного совета детской книги. Многие годы она создает акварели для книг мировой художественной литературы. Ее работы — это шедевры, продуманные и проработанные до мелочей. Приступая к каждой иллюстрации, она глубоко анализирует произведение, эпоху, о которой повествует автор, ее исторический и бытовой контекст. 

«Это, с одной стороны, сложно, с другой — очень интересно, потому что вникаешь в замысел автора, создаешь образ, и с этим связаны свои собственные размышления», — сказала художница во вступлении к мастер-классу для учеников ДШИ №1 им. Ю.М. Розума. Она предложила участникам придумать и воплотить в акварели персонажа, основываясь на главной идее сказки «Новое платье короля» — зависимости от иллюзий и общественного мнения. Юные художники проанализировали свое окружение и мироощущение, расширили свое понимание творческой работы и создали уникальные образы, как подчеркнула Анастасия Ивановна: «У некоторых из вас получились вполне реализуемые мечты. А у некоторых, наоборот, мечта, которая так и останется мечтой. Вы все — молодцы, создали интересные вещи. Будьте свободны внутренне, ставьте себе другие задачи… Это не академический рисунок, а процесс, который дает ход мысли, чтобы почувствовать личность».

Ответила на вопросы о своем становлении как художника и подходах к работе Анастасия Архипова в рамках творческой встречи в зале музея «Магнезит», где проходит выставка иллюстраций художницы. 

Она рассказала, что родилась в семье художников и с самых ранних лет начала рисовать: «Вокруг всегда было много друзей, знакомых, которые приходили, обсуждали вопросы, связанные с изобразительным искусством. Казалось, это самое интересное, что только может быть в жизни. А художник — главная в мире профессия. И сомнений, что выберу ее, не возникало».

В основном Анастасия Ивановна иллюстрирует детские книги. Но среди ее работ есть и иллюстрации совсем не к сказочным историям. В том числе — «Страдания юного Вертера» Гёте, пьесы Мольера, произведения о войне. Также она создает обложки: «Это — особая задача. Здесь важно найти квинтэссенцию литературного произведения, чтобы картинка на обложке сразу привлекала внимание, отражала дух истории, сочеталось со шрифтом».

Звучали вопросы и о том, как происходит процесс подбора сюжета, как много времени занимает создание рисунка, какие специальные приспособления используются для написания мелких деталей. Некоторые гости принесли на встречу книги для автографа, которые уже много лет стоят в домашней библиотеке и читаются детям нескольких поколений. «Вот сейчас подписывала книжечку совсем-совсем старенькую, маленькую, тоненькую, скромную, двухцветную – одну из первых моих издательств. Это сказка братьев Гримм «Дурень-Ганс». Неожиданная и приятная встреча».

В завершении встречи Анастасия Архипова поблагодарила всех и отметила, что не смогла присутствовать на открытии выставки. «К сожалению, имела представление о ней только по фотографиям. Но видеть все своими глазами совсем другое дело. Это примерно то же, как знать, что твои работы в книгах посмотрят миллионы людей, и совсем другое — увидеть непосредственно лица тех людей, которые всматриваются в них прямо сейчас».

Оттачивая мастерство

Безупречное владение кистью необходимо для живописи в стиле Гохуа. Традиция этого рисунка уходит корнями в период 3-2 веков до н.э. Достичь мастерства в искусстве Гохуа сложно – особенности стиля исключают вероятность ошибки. Художники долго учатся и тренируются. Перед началом работы художник должен хорошо представить изображение, исправить что-либо, как на полотне, невозможно. Работа ведется «на одном дыхании», без перерывов, чтобы избежать ошибок. Участники мастер-класса китайского художника, преподавателя МГХПА им. С. Г. Строганова Лу Цзы Юя попробовали постичь тонкое искусство китайской живопись тушью. 

Тематикой мастер-класса стал характерный для гохуа природный жанр – участники рисовали тарелку, полную ягод вишни. Специфика техники позволяет одним мазком создать законченный образ ягоды, а рисовая бумага, вода и тушь – варьировать плотность краски и текстуру. «Китайская живопись не так проста, как кажется, — отметил ведущий мастер-класса. — В ней не столько важен цвет, сколько линии. Существует 18 способов нарисовать их». 

Продолжила тему живописи Ирина Миклушевская, доцент, кандидат искусствоведения МГХПА им. С. Г. Строганова. Два мастер-класса для воспитанников художественных отделений ДШИ саткинского района были посвящены технике многослойной акварели. 

В рамках первого юные художники оттачивали новые приемы на натюрморте с кистью зеленого винограда. «Буквально месяц назад в вашей школе искусств прошел мастер-класс китайского художника, преподавателя нашей академии Лу Цзы Юя. Его участники, в числе которых были некоторые из вас, также рисовали виноград. Я подумала, что вам будет интересно сравнить две разные художественные техники», — пояснила свой выбор темы Ирина Николаевна. Иной сюжет — морской этюд — создавали во время второго мастер-класса. 

Ирина Миклушевская дала детальные комментарии, раскрыла нюансы работы с бумагой, тенями, контрастом и цветом, делилась ценными советами и способами раскрытия каждой отдельной работы. Перенимали опыт не только юные художники, но и их преподаватели.

Эскиз для родного города

Уникальный мастер-класс провел для воспитанников ДШИ №1 им. Ю. М. Розума московский художник и архитектор Алексей Лучко (Luka)

«Когда создается эскиз, учитывается много факторов. Подумайте, что вас больше всего радует, что с удовольствием бы наблюдали каждый день сами и что, на ваш взгляд, понравится людям, будет хорошо смотреться в городе. — обратился Алексей в ученикам до начала работы. — Самая главная задача — представить, что однажды вашу идею можно будет воплотить в жизнь, украсив работой одно из зданий». На пенокартонных заготовках в форме домов дети делали аппликации из журнальных вырезок, рисовали и чертили. Получились исключительные эскизы с глубокими замыслами – призывающие к заботе о природе или вниманию к окружающим.

Под его руководством в игровой форме юные художники смогли погрузиться в уличное искусство, прочувствовать и пройти этапы от формирования замысла, до создания эскиза под определённое здание и для конкретной аудитории. 

«Сегодня авторы удивили меня достаточно нестандартными подходами. Дети мыслят вне каких-то рамок. Единственным ограничением для них был конкретный силуэт здания», — отметил Luka.

В эти же дни прошла установка «Стайки» — массивной скульптурной композиции из обломков бывших городских уличных построек. Этот арт-объект — одновременно и эхо истории города Сатка, деконструированное и воссозданное в новом облике, и свидетель преображения города, его новых форматов и событий, дань памяти и маяк для перемен.

Фото Василия Максимова, организаторов.