×
афиша
  • Производство вдохновения

07.09–07.09

Работы студентов-сценографов Российского института театрального искусства — ГИТИС стали новыми точками взаимодействия производства и современного искусства. 

Три студентки Елизавета Ермакова, Анастасия Кун и Валентина Николайчук проходили практику на Саткинской производственной площадке Группы Магнезит и под руководством своего наставника Дмитрия Буткевича вписали в индустриальный ландшафт огнеупорного гиганта новые проекты в стилях паблик-арта (искусство, представленное в городской среде или общественных пространствах) и ленд-арта (искусством на местности).

Роспись с сюрпризом

Елизавета Ермакова, студентка мастерской Николая Симонова, расписала окна в переходе между зданиями (складом готовых изделий участка №2 департамента по производству изделий и зданием, в котором находятся управление контроля качества и испытаний и управление инжиниринга, проектов и производства работ). Рисунок общей площадью 35 кв. м растянулся на всю длину перехода (14 м) и издалека похож на яркую мозаику. Вблизи мы видим множество разноцветных «кирпичиков», которые «разрастаются» и постепенно превращаются в домики. И на этом фоне изображена женщина, толкающая тележку. Те, кто знаком с историей «Магнезита» и хоть раз бывал в корпоративном музее, узнают в героини работницу прошлых лет – откатчицу. Представителями этой, несуществующей сегодня, профессии были преимущественно женщины. Они откатывали тележки с прессованными огнеупорами по железнодорожным путям к сушилам камерных печей. Данный процесс запечатлен на фотографии 1930-х годов, которая хранится в музее «Магнезит». Именно этот снимок, а также разноцветные дома в старой части Сатки вдохновили Елизавету на творчество.

– Я увидела этот снимок весной, когда мы перед практикой приезжали в Сатку, посетили музей и знакомились с производством Группы Магнезит, – рассказывает Елизавета Ермакова. – И когда мне показали локацию, с которой предстояло работать, я решила переработать изображение на фотографии, создать яркую роспись из основных цветов радуги, чтобы она была контрастом песочным оттенками завода. «Кирпичики», которые везёт на тележке женщина, постепенно распадаются и трансформируются в цветные домики – перерастают в город. А поскольку эта роспись сделана на стёклах, изнутри зрителя ждёт сюрприз – обратная сторона витража. Этот вид искусства тем и интересен, что даёт неожиданный эффект с другой стороны рисунка, плюс стекло – хороший и комфортный материал для работы.

Чувствуется в работе и динамика, заданная автором витража не только с помощью идеи и художественных приемов, передающих рост и трансформацию объектов, но и с помощью эффекта театральности. Как считает Елизавета, он состоит в иллюзии движения – кажется, что женщина движется по туннелю. 

– Наша практическая работа, так или иначе, пересекается с театральной историей. Мы делаем проекты в отрыве от вуза и театра, но связанные с театральным искусством. Во время такой практики каждый студент может проявить себя в чём-то новом, например, поработать не декоратором, а создать картину или паблик-арт, – считает автор мозаичного витража.

Благодаря этому проекту Елизавета получила новый опыт. Она не только впервые выполняла работу такого масштаба, но и впервые работала на высоте, для чего прошла специальные курсы и получила удостоверение монтажника-высотника. 

– Сложно было в первый день, так как я боюсь высоты, – делится впечатлениями девушка. – Но довольно быстро привыкла, тем более меня все подбадривали, во всём помогали, поддерживали и даже похлопали, когда я спустилась на землю. В такой обстановке, с отзывчивыми и доброжелательными людьми, было очень приятно работать. А комфорта добавила тень, в которой я выполняла большую часть работы (в этом мне повезло, так как погода стояла очень жаркая), плюс в этой части завода было не пыльно. Порадовало, что зона была проходной, и мне удалось пообщаться с магнезитовцами. Радует, что люди проявляли интерес к моей работе и сразу понимали идею.

Серия с ангелами и без

– Рисовать на действующем производстве – это уникальная возможность, – считает студентка ГИТИСа Валентина Николайчук, завершившая серию работ, начатую в прошлом году. – Заводская территория - очень интересная площадка, потому что это не город, в котором можно создавать стрит-арт где угодно. Здесь идею задаёт производство. Ты приходишь, понимаешь, что это за место и от него отталкиваешься. Для меня это очень интересный процесс.

Свою работу Валентина начала в прошлом году, создав роспись на территории ДОФ (изображение с ангелами и надписью «Не оборачивайся») и начав вторую работу на территории ДПП. А в этом году она завершила проект. 

– Идея сделать серию росписей отчасти родилась случайно. Когда я приехала в прошлом году на «Магнезит», не знала, что буду делать, так как реализация предыдущей идеи сорвалась по техническим причинам. В поисках места для работы я остановилась на ДОФ – сработал эффект неожиданности: я стояла перед зданием, стену которого планировалось расписать, в стороне от него тянулись разные трубы, а за моей спиной находилась огромная труба, и я почувствовала, что мне страшно на неё оборачиваться. В этот момент я вспомнила сюжет из литературы (притчу о жене Лота), когда герою страшно глядываться, оборачиваться на свой страх. Так родилась идея первой росписи. Две остальные я хотела сделать в контексте первой и довести серию до конца, чтобы из «фресок» сложился небольшой сюжет.

Сюжетная последовательность работ Валентины такая: первая «фреска» гласит «Входи», вторая – «Иди прямо» и третья – «Не оборачивайся».

– Так сложилось из личных переживаний, – поясняет автор. – Когда ты в прошлом ошибся или потерял близкого человека, ты хочешь обернуться, и это очень больно. А моя история про будущее, про то что, нужно идти вперёд, без оглядки назад. 

До визита в Сатку, Валентина не занималась настенной живописью, так что «Магнезит» вдохновил её на новый вид творчества.

– Хочу ещё поработать в этом направлении. Сложно объяснить, почему мне это интересно. Когда берёшь вот такую кисточку, – говорит Валентина и показывает размер в 10-15 см, – и на неподготовленной стене создаёшь что-то… Искусство – это всегда азарт, тем более искусство на производстве. Это как мяч, попавший в лунку. Если в городе ты можешь сделать эскиз, который можно воплотить на любой стене, где угодно, то идея, рождённая на производстве, воплотится только здесь, только определенном месте. Это как паззлы, только на местности. И, конечно, это азарт и адреналин!

«Колокольчики»

Так назвала свою работу Анастасия Кун. Её идея воплотилась в интересную металлическую конструкцию - металлическую арку высотой 3 метра, на которой закреплены алюминиевые ветряные колокольчики и металлические диски (алюминий хорошо и тонко звенит, и этот материал не нужно ничем покрывать, чтоб не заглушать звон, он устойчив к внешним условиям). Металл, ветер, художественный замысел, промышленная площадка и «Русский Магнезит» – всё вместе объединил проект студентки ГИТИСа.

- Мне кажется, работа сложилась! Мы справились во многом благодаря слаженной работе всех участников проекта, и, несмотря на возникающие трудности, результат совпадает с изначальной задумкой, - говорит Анастасия. - Мы долго подбирали место, чтобы арка выгодно смотрелась со всех точек и гармонировала с окружающей средой. В итоге решили установить её неподалёку от смотровой площадки «Русский Магнезит», чтобы был вид и на производство, и на его природное окружение. Арка стоит под таким углом, что на неё практически постоянно дует ветер, и колокольчики звенят. Благодарю всех, кто работал над этим проектом, всё выполнено аккуратно и качественно. Я рада, было уделено много времени и внимания что к каждой детали в работе, к материалу, из которого была изготовлена конструкция, её покраске, выбору места расположения и к процессу установки. Важно всё! Это был невероятно интересный опыт работы с новыми материалами, замечательными людьми, мощным производством и с новым для меня направлением в искусстве - ленд-артом, когда созданный объект взаимодействует с природой, с ветром.

Анастасия впервые работает с ленд-артом (искусством на местности) и буквально влюбилась в это направление. 

– Здорово, когда создаваемый объект взаимодействует с природой, со своим окружением, в моем случае, колокольчики будут звенеть от ветра. Делать такие объекты сложнее, чем статические, скульптуру, например, и интереснее. На открытых площадках можно воплощать уникальные идеи, а современные технологии дают много возможностей для такого творчества, и позволяют делать это хорошо.

Источник: Магнезитовец. Фото Василия Максимова, Анны Филипповой, музей "Магнезит".