×
афиша
  • От «Верстовых шаров» до «Фрески»

Студенты экспериментальной мастерской Каменьковича-Крымова режиссерского факультета ГИТИС представили саткинцам арт-объекты, созданные в Саткинском районе в рамках совместной творческой лаборатории фонда «Собрание» и Российского института театрального искусства ГИТИС. Презентация состоялась в музее «Магнезит» 10 августа.

Проекты творческого благоустройства Сатки художники-сценографы создавали под руководством своих педагогов: художницы Ирины Кориной и арт-критика Дмитрия Буткевича. На их создание ребят вдохновил первый визит в наш город в феврале этого года. В свой очередной приезд студенты претворяли свои задумки в жизнь. В результате в нашем районе появилось 8 новых арт-объектов, которые станут частью маршрута Уральской индустриальной биеннале современного искусства (кстати, маршрут в Сатку один из самых популярных, свободные билеты на август давно закончились, ближайшие — только на сентябрь).

Одной из первых закончила свой проект Маруся Павлова - «Верстовые шары». Три белых шара, наполненных гелием, автор расположила в нескольких точках города, символически связанных с окончанием жизни и разных процессов. Первая из них - в начале улицы Солнечной, где перед застройкой располагалось кладбище. Вторая - недалеко от памятника «Серп и Молот» - уходящая эпоха приватизации 90-х. Третья – в районе Карагайского карьера  - конечность ресурса.

— Проект получился красивым, но эфемерным. В тот же вечер, как мы установили шары, их унесло ураганом, - отметил Дмитрий Буткевич.

Одновременно с «Верстовыми шарами» возле здания офиса Группы Магнезит был установлен «Памятник Взрыву». Это фанерная конструкция в форме пирамиды, из которой ежедневно в 16 часов (именно в это время происходит взрыв породы в Карагайском карьере) вырывается дым.

— Контур Сатки постоянно меняется. Появляются новые карьеры, закрываются старые. Через какое-то время, от надземной добычи магнезита совсем откажутся. Но должна сохраниться память  о ней, о взрывах в карьере, о поколениях, которые были свидетелями этого, - считает автор проекта Мартын Степанов.

Два проекта направлены на мифологизацию пространств: машинного зала Порожской ГЭС и рядом с поворотом в деревню Магнитка с трассы М-5. Их авторы Петр Вознесенкий, Арина Клепарская и Варвара Бабошина постарались представить, что там было когда-то и что будет в дальнейшем.

— После первой поездки в Сатку мы поняли, что самые волнующие нас темы связаны с историей города. С ее продолжительностью, неопределенностью и загадочностью. Нас взволновало состояние памятников и их сохранность. Как записывается история Сатки? Какие факты подлинные, а какие нет. Что делать с недостающей информацией? Кто знает, может, греки и до Сатки добрались? – рассказывает Варвара Бабошина. — Так родился наш проект «Руины» - гигантская композиция из сена и ткани, статуя Венеры и фигуры колонн. Миф в том, что они были найдены здесь. Со временем инсталляция будет естественным образом разлагаться, обрастать травой и еще больше руинизироваться. 

ГЭС впечатлила художников своей невероятной красотой. Сегодня ее здание холодное, с разбитыми окнами. Но там сохранились немецкие приборы и машины, которых в Германии уже не существует. Авторы пофантазировали, кто работал на ГЭС и что делал? Что там происходило по ночам? Бегали ли там разноцветные крысы и сажали ли рабочие невероятные цветы?

Оставшаяся часть арт-объектов установлена на Саткинской производственной площадке Группы Магнезит. Аня Горина создала «Сад камней». Правда, вместо камней художница использовала ненужные детали, которые обычно сдают в металлолом.

— Самые обыденные предметы, которые раньше имели ценность только для производства, теперь получат новую роль - созерцательную. Думаю, эта работа должна, как и настоящий японский сад камней, подтолкнуть зрителей к мысли о своем месте в мире, о конечности срока работы всех этих механизмов, которые теперь могут работать только как камни, - поясняет автор. Ее проект находится рядом с тополиной аллеей, ведущей к комплексу многоподовой печи № 3.

Ляля Голышева  и Петр Вознесенкий обустроили на территории комплекса многоподовой печи №1 комнату рабочего, пространство которой со временем сольется с предприятием и станет одним монолитным объектом. А Екатерина Эрдэни создала в «Ангаре» комнату работника завода, где жизнь подчиняется системе счисления «один магнезит» (условно 1 кусок магнезита весом порядка 8 кг). Ведь именно магнезит - системообразующее понятие для Сатки. Зритель инсталляции видит предметы от вилок до шкафов, переведённых в эту систему счисления, которая действует подобно переводу на иностранный язык или в иную валюту. Например, телевизор умещает 4,5 магнезитовых куска, вес среднего человека составляет примерно 10 кусков магнезита и так далее.

Незавершенным остался проект «Фрески» Вали Николайчук, посвященный переосмыслению своих поступков. Рисунки художницы можно увидеть на территории дробильно-обогатительной фабрики.

— Изначально у меня был совершенно другой проект, к сожалению, реализовать его оказалось невозможным. Работу пришлось начинать с нуля. Поэтому времени не хватило, но обязательно вернусь, чтобы закончить работу, — говорит Валентина.

— Наши арт-объекты больше ориентированы на гостей Сатки. Хотелось бы, чтобы глядя на них, они представили себе саткинские реалии: культурные, психологические, жизненные. Лучше понять идеи, заложенные в проекты авторами, поможет путеводитель, который мы выпустим по итогам работы, — добавляет Дмитрий Буткевич.

Источник - Магнезитовец. Фото Василия Максимова, Дениса Шакирова, Анны Филипповой, Ирины Кориной, Анны Дубровской.