×
  • SATKA STREET ART FEST 2018 — НОВЫЕ ФОРМАТЫ

С 5 июня по 18 сентября в Сатке проходил Второй международный фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest

Город стал галереей под открытым небом, где полотна — это фасады домов, а собрание охватывает работы самых востребованных мировых художников. Сатку действительно можно назвать центром международного стрит-арта — в прошлом году здесь работали художники из России, Швейцарии, Италии, а в этом — из России, Германии, Голландии, Испании, Италии и ЮАР. Художники из разных стран делятся с жителями частью своей культуры, своего видения мира. А горожане становятся зрителями и участниками этого красочного визуального путешествия. 

Неожиданная красота абстракций

Будучи архитектором по образованию, Алексей Лучко (Luka) стал одним из самых прогрессивных молодых российских художников, начавших свою творческую карьеру с граффити. Уже более десяти лет он рисует на стенах и холстах, создает коллажи, объемные композиции из дерева и других материалов, а также цифровые работы, в которых всегда безошибочно прослеживается его оригинальный стиль. Он как бы деконструирует повседневные образы, собирая затем абстрактных цветных ироничных персонажей. 

Теперь работа Луки стала частью Сатки индустриальной. Первый и самый большой за этот год мурал он нарисовал в июне на фасаде Ангара — бывшего цеха по ремонту БелАЗов, который уже трансформируется в главную арт-площадку города. Вдохновившись брутальным пейзажем старого завода, Лука вписал свой фантасмагоричный коллаж в пространство, добавив ему красочности.

Еще один молодой московский художник — Данила Шмелёв под псевдонимом Shozy — расписал главное здание саткинской Почты. Данила — талантливый создатель анаморфоз. Увидеть в пространстве или на плоскости то, чего нет — это главная способность для мастера 3D-иллюзий. 

Почта — неинтересное, на первый взгляд, серое панельное здание, со множеством окон, прямоугольным декором и вывесками. Но именно «прямоугольность» вдохновила художника на то, чтобы «сломать» эту строгую рутинность и серую формальность и создать иллюзию иных объемов и плоскостей. Используя только оттенки того же серого, Данила полностью поменял визуальную архитектуру двух стен — получился современный футуризм в новом прочтении под названием «Матаморфозы». Теперь глубина и необычные округлые формы, изобилие деталей и новый вид с каждого нового ракурса заставляют каждого по несколько раз возвращать взгляд на эти стены.

Меняя судьбы

Хендрик Байкирх (ECB) — знаменитый художник из Германии, автор самого большого уличного портрета в Азии, рисует гигантские фотореалистичные портреты людей. Черно-белая техника его работ позволяет вычеркнуть все лишнее и оставить только эмоцию. Ему важна история человека, которая отражается во взгляде, мимике, морщинках. В качестве персонажа для своего проекта в Сатке Хендрик выбрал двух ее жительниц — Марию Перфильевну и Арину, прабабушку и внучку. Это первый двойной и при том женский портрет в творчестве художника. В их фотографии его зацепила теплота и тесная связь через поколения.  

Во время работы над муралом «Maria and Arina» на фасаде жилого дома Хендрик собрал много любопытных взглядов. Каждый раз, когда опускалась вышка, его окружала толпа людей и каждый хотел задать вопрос или обсудить работу. И Хендрик всегда отвечал с улыбкой и вниманием. Но главными в его новом окружении были, конечно же, юные саткинцы, школьники. Своей открытостью, добротой и отношением к искусству Хендрик поразил детей. В их жизни произошел переворот. Они терпеливо ждали каждой встречи с ним, дарили подарки, сделанные своми руками, и носили угощения, искали в словарях нужные фразы, чтобы самостоятельно, без помощи организаторов, поговорить с ним. А когда он улетел, один из ребят, Вася Суслов, нашел в развалинах гаражей лист фанеры и нарисовал самолет, на котором Хендрик сидит у окна и «сейчас летит в свою Немецию». Своим творчеством Вася «заразил» своих друзей, и они вместе начали рисовать. Они находили материалы среди обломков и рисовали портрет художника, а затем звезду по имени Хендрик. 

Сегодня на счету этих юных творцов уже больше 20 работ — они фотографируют каждый новый рисунок и вместе с жизнерадостными аудиосообщениями отправляют их Хендрику через организаторов. Художник признается, что очень тронут этой историей. Весной он приедет к ребятам, чтобы провести для них мастер-класс и научить своей технике. 

Теперь дети — постоянные спутники любого объекта. Они прониклись новым видом искусства — стрит-артом. Сегодня они знакомы уже со многими художниками, которые приезжали в Сатку и стараются не пропускать ни одного события.

Погружение в иную культуру

Самым резонансным проектом фестиваля стала роспись на фасаде жилого дома в Западном районе Сатки авторства Рики Ли Гордона (Ricky Lee Gordon) — молодого художника-самоучки из ЮАР. Рики входит в список 200 молодых самых влиятельных людей Южной Африки и по мнению National Geographic один из «11 лучших уличных художников» наряду с Бэнкси. Работа в Сатке — его первый проект в России.

Через свои работы Рики исследует природу двойственности и взаимосвязанности, фиксирует актуальные социальные вопросы и универсальные истины в темных тонах. Основной целью своих работ видит в создании художественного образа, где прослеживается связь человека — художника или местного жителя, и места. Поэтому по пути из аэропорта он понял, что созданный им эскиз не подходит: «Когда я ехал в Сатку на рассвете утром, меня поразил горный пейзаж, лесистые холмы и реки. Мои чувства восхищения природой я захотел привнести в мой рисунок, и поменял эскиз.»

На стене жилого дома теперь живописный сюжет и надпись на двух языках: «Рассвет. Закат. Мы все под одним солнцем». «Я нарисовал силуэт человека как отвлеченный образ каждого, живущего на Земле, а антилопу — как символ африканских просторов. Река и горы — дань великолепной российской природе. Все это символизирует взаимосвязанность природы и человека, человека и человека на всей планете. То, как мы все живем «под одним солнцем». Искусство обладает силой объединять и менять представление о мире. Вот почему я создаю граффити.»

Напоминая о мечте

Три птицы на фоне красно-белого узора-лабиринта смотрят со стен спортзала школы №4. Это работа художника из Испании Пабло Пеллуза (Pablo Pelluz) — первый проект фестиваля на Пролетарской улице — главной улице города. 

 — Мой рисунок — это метафора. Птицы, изображенные мной, не летают. Через них я пытаюсь показать общество. Люди часто несвободны и не могут жить так, как хотят, хотя у них всегда есть «крылья» — возможность реализовать задуманное. И даже внешняя красота не является гарантией счастья и успеха.

Работы Пабло, в основном, представляют собой реалистичный портрет деталей повседневности, которые обычно остаются незамеченными другими. В тонких линиях он отражает хрупких создании: бабочек, птиц, рыб. На фасаде спортзала Пабло нарисовал щурку, зяблика и коноплянку — они занесены в Красную книгу. Рисуя виды, стоящие на грани исчезновения, Пабло напоминает о них, призывает людей задуматься о проблеме вымирания и бережнее относиться к природе и ее хрупкой красоте. 

Рассуждать о красоте через призму искусства, Пабло предложил всем участвовавшим в его мастер-классе на еще одном фасаде школы. Девчонки и мальчишки радостно закрашивали части стены, с особым азартом охотясь за самыми яркими баллончиками. «Искусство обогащает людей. Люди обогащают искусство» — простая и прекрасная истина, которая символизирует этот симбиоз детского влечения ко всему новому и желания художников по всему миру рисовать и делиться своими знаниями и мыслями. Можно сказать, что это и есть цель фестиваля МОЯ САТКА, в рамках которой и проходил второй международный фестиваль Satka Street Art Fest — раскрывать искусство по-новому для людей, чтобы пробудить в них стремление к прекрасному, которое так часто теряется среди проблем и бытовых забот.

Сохраняя внутреннюю красоту

Работы художник из Нидерландов ZEDZ украшают стены по всему миру. Теперь их можно увидеть и на фасадах Сатки. Зедз — один из пионеров европейского граффити: он начал писать на стенах свой псевдоним в конце 1980-х и говорит, что его любовь к типографике и творчество в целом до сих пор тесно связаны с данной субкультурой. В своих работах он стремится сочетать граффити, типографику, архитектурные формы, элементы графического и промышленного дизайна. Он активно экспериментирует с различными материалами и техниками.

Визуальный стиль Зедза очень узнаваем. Его техника — словно вырезанные острым лезвием сетчатые узоры в слоях яркого цвета, которые, накладываясь друг на друга, создают особый рисунок, глубину и темп. На фасады Зедз наносит рисунок при помощи строительного уровня и краски.

Сюжет для двух трансформаторных будок рядом с дворцом культуры «Магнезит» — это результат двух десятилетий абстрактной типографики, которая превратилась в абстрактный визуальный язык. Муралы содержат в себе прямые отсылки к архитектуре объектов и их элементам. Переосмысливая и реконструируя в цвете эти элементы — прямые углы декора, рельеф — художник оставил половину зданий не окрашенными. 50-50. Чтобы оставался виден их подлинный облик, их архитектурная суть и аутентичность, которой так дорожит Зедз. В работе намерено использованы цвета, которые не присущи этому району — синий, оранжевый, желтый, красный — в противовес классическим, пастельным тонам жилых домов и здания ДК.

Это — не единственный проект художника в Сатке. С бокового фасада Ангара на трубы производства и карьер смотрят «охранники завода» — три робота-с-оружием, три граффити из букв «ZEDZ» в корпоративных цветах Группы Магнезит. Это заключительная и самая большая по размеру серия роботов из его личного творческого проекта «Triple trouble». Такие граффити он рисует давно — буквы его псевдонима очень складно составляют модули «тел» роботов. Серия «Trouble» — визуальный рассказ о приключениях художника.

Зедз решил создать роботов сразу после того, как закончил работу на основном объекте. Организаторам осталось только предложить ему подходящую локацию. Будущая арт-площадка города, место для творчества и поиска новых форм и смыслов подходила лучше всего. Именно с граффити Зедза началось визуальное оформление приангарной территории. Он также предложил варианты цветового решения для других объектов на этой территории. Некоторые уже реализованы в этом году.

Ddddddddom

Автором трансформации фасадов школы № 4 стал один из самых востребованных современных художников Агостино Иакурчи (Agostino Iacurci)

Упрощая формы и усиливая контрастность цветов и окружения, Агостино создает монументальные росписи, холсты и инсталляции, которые на первый взгляд могут показаться иллюстрациями из детской книги. Но его лаконичные и ироничные сюжеты не направлены на какую-то определенную группу людей. Через эти работы, населенные причудливыми формами и персонажами, Агостино стремится общаться с каждым зрителем, используя визуальную лексику, элементы которой могут выглядеть очень простыми и плоскими. Но на самом деле — это искусно сконцентрированные повседневные истории, которые мы часто просто не замечаем в бешеном темпе современной жизни.

Два равных фасада — особенный для Агостино проект. Он давно мечтал создать парные росписи. И реализовал свою мечту в Сатке. Композиция прямо повторяет контуры фасадов, отзываясь цветным эхом в глубину зданий. По 7 «домов» на каждой стене — визуальная игра формами и объемами, с яркостью и пространством, построенная на архитектурной идее. «Дома» вложены друг в друга по принципу «матрешки» и задают ритмичный темп взгляду зрителя — D…d…d…d…d…d…d…dom. Цветовой код продиктован стилем и дизайном улицы Пролетарская, на которую выходят оба фасада, а также живописной природой Урала.

Второй объект Агостино — остановочный комплекс. Два фрагмента остановки вдохновили художника создать композицию в своем авторском стиле — традиционный сюжет с силуэтами в контрастных цветах. Теперь здесь два похожих образа — мужчины и женщины, которые будто застыли в момент диалога. Фоном для «диалога» служит внутренняя стена остановки, которую Агостино расписал растительным принтом.

В рамках фестиваля в музее «Магнезит» была представлена выставка работ художников-участников под названием «Город как объект искусства». Затем прошли серия кинопоказов документальных фильмов, созданных во время первого фестиваля Satka Street Art Fest в 2017 году, и встреча с режиссерами. Документальное кино о работе каждого их трех дуэтов художников снимали студенты ВГИК им. С. А. Герасимова. Руководитель мастерской — российский кинорежиссер-документалист, Сергей Валентинович Мирошниченко. Получилось 3 картины, герои которых — художники, жители города, дети — рассуждают об актуальном искусстве и его интерпретациях, о честности и вдохновении, о восприятии мира и самого себя. Премьера картин состоялась в Доме кино в Москве. 

Международный фестиваль МОЯ САТКА в июне этого года выиграл конкурс Фонда президентских грантов. Цель фестиваля — преобразование элементов существующей городской среды в современные и удобные арт-пространства. Два главных направления — создание малых архитектурных форм и преобразование внешнего облика существующих объектов с обращением к уличному искусству — теперь носят названия АРХ-САТКА и АРТ-САТКА. 

Фестиваль проходил при поддержке Группы Магнезит, Фонда Президентских грантов и Администрации Саткинского муниципального района. 

Фото Агостино Иакурчи, Алексея Лучко, Данилы Шмелева, Хендрика Байкирха, Рики Ли Гордона, Александра Андриевича, Сергея Потеряева, Дениса Шакирова, Анны Филипповой.