×
афиша
  • ПОРОГИ. НОВАЯ ЖИЗНЬ

Проект Саткинского краеведческого музея выиграл грант благотворительного фонда Владимира Потанина.

По итогам грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», состоявшегося в рамках программы «Музей без границ», проект «Пороги. Новая жизнь» вошел в число 17 победителей и выиграл грант в размере 5 миллионов рублей. Как сообщают организаторы, «победителями стали музейные организации, чьи культурные проекты направлены на ревитализацию объектов индустриального наследия, а также их интеграцию в современный культурный контекст».

Новый проект станет продолжением работы специалистов краеведческого музея по сохранению одной из самых популярных и значимых достопримечательностей района - памятника культурно-исторического наследия «Пороги» со старейшей, действующей гидроэлектростанции. Основные планы – консервация объекта, проведение исследовательских и ремонтных работ. И самое главное – дать «Порогам» новую жизнь, «введя их в экскурсионный и музейный оборот».

В частности, на средства гранта планируется продолжить архивный поиск по истории ГЭС, провести комплексное обследование памятника, организовать противоаварийные мероприятия, составить техзадание на реставрацию, организовать временное выставочное пространство в здании ГЭС и в 2023 году открыть выставку, посвященную новой жизни «Порогов». Экспозиция будет сопровождаться аудиогидом, а её уникальной и очень эффектной составляющей станет создание и демонстрация видеоинсталляции с проекцией на плотину.

Помимо саткинских энтузиастов музейного дела в команде проекта будут работать московские специалисты, знакомые нам по проектам музея «Магнезит» и фонда «Собрание». Это Надежда Максимова - координатор работ по созданию выставочного проекта, аудиогида и видеоинсталляции. Дмитрий Барьюдин - координатор работ по подготовке технического задания на реставрацию и приспособление объекта культурного наследия для современного использования, дизайнер экспозиционных модулей. Кроме того, в проекте будет участвовать профессиональный режиссёр, который выступит автором сценария видеоинсталляции-спектакля (по задумке авторов проекта, изображения будут проецироваться на плотину ГЭС) и сценария аудиогида для сопровождения выставки в здании гидроэлектростанции.

Кстати, номинация, в которой участвовали саткинцы, оказалась самой популярной — 53 заявки. Для сравнения: в номинациях «Индустриальный старт» и «Индустриальный апгрейд» — 39 и 38 заявок.

— Запуская новый тематический конкурс, мы хотели проверить гипотезу о росте востребованности проектов, направленных на ревитализацию индустриальных пространств в регионах. Результаты «Индустриального эксперимента» подтвердили наши предположения. Мы увидели широкую географию команд, развивающих тему индустриальности и явный запрос с их стороны на работу с объектами промышленного наследия, а также вариативность её форматов и непосредственно объектов: от водонапорной башни и гидроэлектростанции до примеров конструктивистского наследия в виде фабрики-кухни. Также для нас было важно поддержать локальные инициативы, которые вырастают из внутренних ресурсов территории и обеспечивают её устойчивость, — отметила генеральный директор Фонда Потанина Оксана Орачева.

К участию в конкурсе было допущено 119 заявок из 38 регионов страны, почти половина из них — 56 проектов — стали финалистами, а победителями признаны 17 проектов из 13 регионов.

---

«Пороги» – один из старейших и наиболее впечатляющих памятников индустриального наследия Южно-Уральского региона. Комплекс включает в себя плотину с конструкциями водосброса, спроектированными и выполненными инженерной конторой Шухова и Бари, а также здание гидроэлектростанции. Последнее состоит из машинного зала, оснащённого генераторами 1910-х годов создания европейского производства и остатков цеха ферросплавов.

Конкурс «Индустриальный эксперимент» продолжает деятельность Фонда Потанина по поддержке творческих инициатив музеев и музейных организаций. В фокусе данной программы – культурные проекты, направленные на ревитализацию объектов индустриального наследия через сохранение, актуализацию, предъявление такого наследия, а также его интеграция в современный культурный контекст. Индустриальное наследие – система материальных объектов, артефактов индустриальной и технической культуры, созданных для (в рамках) производственных процессов или так или иначе связанных с ними. Степень сохранности подобных объектов вариативна: от полной руинированности до объектов, функционирующих на данный момент.

Общий объём грантовой поддержки победителей конкурса-2022 превысит 67 млн. рублей. Размер грантов – от 2 млн. до 5 млн. рублей. Оператором конкурса выступил соорганизатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства — Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ».

Источник: Магнезитовец.

Фото Владимира Ушакова.