×
афиша
  • Школа новых проектов в искусстве

Кураторская школа NEMOSKVA завершилась защитой проектов, над которыми участники работали в течение двух недель вместе с экспертами. ⠀

20 молодых специалистов из Архангельска, Самары, Владикавказа, Иркутска, Кирова, Ростова-на-Дону, Челябинска и других городов представили свои идеи будущих кураторских выставок в регионах экспертному жюри. В его состав вошли члены команды NEMOSKVA: Алиса Прудникова, Мария Калининa, Лариса Гринберг, Анастасия Ломоносовa, Антонио Джеуза, а также художник Ольга Киселева и представители партнёров проекта - фонда «Собрание» и «СИБУР Холдинг».  

Форматы проектов, которые предложили выпускники первой Школы, самые разные: от выставок и инсталляций до арт-резиденций, которые спасают здания культурного наследия от сноса. И темы тоже - одних интересует мифология и легенды родного края, других - тайны Града Китежа и озера Светлояр, третьих - истории реэмигрантов. Тонкая материя «флогистон», мерцание искусства, параллели между современниками и автобиографией Александра Грина, наследие советской мозаики - эти и другие темы поднимают молодые люди в своих арт-идеях.

- Когда увидела информацию о школе в соцсетях, поняла - это шанс для меня как молодого куратора. А когда узнала, что школа пройдет в Сатка и что я прошла конкурсный отбор, конечно, очень обрадовалась. Я из тех людей, кто Сатку любит, - говорит художница из Томска Лукия Мурина, не раз приезжавшая в наш город со своими творческими проектами. - Поскольку в программе были в основном лекции и семинары, мне не хватило практической работы над нашими проектами. Было мало времени для консультаций. Зато был очень полезен опыт, которым поделился Дитер Рулстрате, куратор Documenta 14, преподаватель в Университете Чикаго, о том, как делать выставки, выстраивать концепцию, как размещать предметы в пространстве, чтобы между ними была большая концептуальная связь и так далее.

Но самый важный результат - проект, с которым Лукия вышла на защиту, родился за время занятий в Школе.

- Изначальная идея, с которой ехала сюда, была очень абстрактной, ориентированной на локальных художников в Томске. Она осталась, но обрела форму и содержание. Я придумала «Таёжную триеннале», тема которой - картография (карта как форма, территория Сибири). Ее участниками станут художники в самом широком понимании, занимающиеся с разными современными медиа. И если я не попаду в число победителей, то обязательно продолжу работу над проектом, буду искать пути для его реализации, нужна хорошая финансовая поддержка, возможно, начну осваивать грантовую систему.

Изменения за время учебы претерпели многие проекты. И даже в ходе финальной защиты они получали новые советы и рекомендации. Процесс продолжается и сегодня: участники совершенствуют свои идеи. Оценка финальных версий состоится в начале ноября. Эксперты выберут трёх победителей, чьи идеи будут поддержаны и рекомендованы для реализации в регионах России.

И не случайно комиссар проекта NEMOSKVA, директор по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова сравнила Школу с большим экспериментом. А Антонио Джеуза, руководитель научно-методического отдела ГЦСИ, доктор философии, куратор, критик, лектор и преподаватель, ведущий в России эксперт в области искусства новых технологий, вообще назвал всё происходяшее реалити-шоу. При этом он отметил очень важную составляющую работы кураторов:

- Это не только общение и обсуждение, наша работа - это еще и терпение, и умение страдать. Русская душа прекрасно об этом знает, - отметил Антонио и добавил. - Мой маленький совет: когда будете дорабатывать проекты, обязательно изучайте историю искусства. Вы развиваете то, что уже сделали до нас, и это не только история места и связь с документом, но и изучение истории - в этом есть часть вашей работы. Поздравляю всех вас с тем, что дошли до конца. Молодцы!

Подводя итоги сложного, важного, интересного и радостного для всех участников школы дня, Алиса Прудникова поблагодарила принимающую сторону, партнеров и команду проекта.

- Слушая вас сегодня, я в очередной раз подумала: какое счастье, что, начиная этот проект, мы проехали по Транссибу. Мы убедились, что нет пустых мест, везде есть сообщества, свои ситуации, специфические локации, в которые интересно погружаться и в которых интересно разбираться. Мы рассчитываем, что благодаря этой школе у вас появился кураж и желание развиваться на каком-то новом для себя уровне, с новыми контактами и идеями. Мы постоянно говорим о том, что NEMOSKVA - это проект в развитии. И для нас важно услышать от вас обратную связь: каких еще форматов учебы и взаимодействия вам бы хотелось, чем наша институция может вам еще быть полезна. Это история про поиски диалога. Мы постараемся вас поддерживать, давать новые возможности для реализации ваших идей, уверена, у вас их много. Спасибо вам большое!

Есть мнение:

Анна Леготина, куратор, сотрудник челябинской галереи современного искусства «ОкNо», участница Кураторской школы, автор проекта «Артефакт. Мерцание» для арт-резиденции «Дача Рябушинских»:

- Давно слышала о Сатке, но побывала здесь впервые. Это город с невероятно активным движением эстетизации пространства. И процесс этот качественный, а его результаты не только круто смотрятся, но и меняют уровень жизни людей. Это очень сильно впечатляет. И ДК «Магнезит», в котором мы провели эти две недели, и окружающая индустриальность - она просто оглушительная, и ты не можешь насмотреться, впитать, насколько это прекрасно! Возможность увидеть, что бывают такие масштабы. И все это создал человек! Конечно, это очень вдохновляет!

Куратором работаю 10 лет, и от школы ожидала, что она соберет профессиональное сообщество, где можно пообщаться, поучиться. Это случилось. Большой вклад внесли Маша Калинина, Лариса Гринберг, которые нас координировали в концептуальном смысле. Очень ценно общение с ребятами - у нас выстроились профессиональные отношения, были и споры. Что тоже ценно. Мы все продолжаем общаться (хвала соцсетям!), приятно, что и лекторы активно идут на контакт, добавляются в друзья, открыты для дальнейшего диалога. Безусловно, в будущем мне бы хотелось увидеть реализованными большинство проектов, представленных сегодня коллегами. Мне импонируют истории про Дом Митенкова, фотохронику УПИ, «Таежная триеннале» привлекает форматом и историей с картой, интересна и тема с женским образованием и другие.

Оксана Фодина, директор программ Фонда Потанина:

- Это первый пример программы подобного масштаба в России, которая, основываясь на многолетней экспертизе Государственного центра современного искусства, уделяет внимание исследованиям локального культурного опыта отдельных городов и регионов России, а также занимается созданием образовательных программ для развития профессиональных компетенций у молодых кураторов. Мы верим в то, что именно новое поколение специалистов в области современного искусства сможет предъявить культурный потенциал российских регионов, ввести его в глобальный контекст, сделать видимым и для нас самих, и для мирового сообщества.

Проект NEMOSKVA инициирован в 2017 году как стратегический проект развития современной культуры в российских регионах на период с 2018 по 2022 год. Его цель: развитие горизонтальных связей, продвижение региональных художников и кураторов, исследование современной ситуации на местах через профессиональный диалог, создание новых возможностей для международного сотрудничества.

Главная задача Кураторской школы – выявление и подготовка кураторов для реализации выставочных проектов в регионах РФ и повышение качества кураторских компетенций для последующих российских и международных проектов.

Стратегический партнер проекта – Благотворительный фонд Владимира Потанина. Официальный спонсор – СИБУР. Соорганизатор Кураторской школы – Группа Магнезит.

Фото Дениса Шакирова. 

Источник - Магнезитовец