×
афиша
  • "ЗЕРКАЛО МИРА" ДЖАКОПО МАНДИЧА

24.09–24.09

Это — итальянский скульптор Джакопо Мандич.

А это — уральский город Сатка.

Как оказался гражданин «вечного города», выпускник Академии изящных искусств на Урале? Как и сотни известных творцов планеты, он – часть новой истории старого индустриального центра. Художники из Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Швейцарии, ЮАР меняют лицо города – завода с двухсотлетним трудовым стажем.

Невидимая сила

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи» … Многотонные «стихи» Джакопо Мандича растут из кусков камня и проволоки, дерева и железа…Энергетику его скульптур можно почувствовать, не будучи знатоком современного искусства. Застывшие в камне и металле манифесты художника можно сравнить с рублеными, ощетинившимися рифмами Маяковского. Там — филигранная работа со звуком, здесь — с «весомым, грубым, зримым» материалом и эфемерными подтекстами. «Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляя вспомнить все слова», складывающиеся в законченное высказывание…

—О чем говорите вы с миром? Что пытаетесь сказать людям, создавая свои скульптуры?

Джакопо Мандич, скульптор, выпускник Академии изящных искусств участник программы Арт-резиденций:

—Чаще всего, о том, чего нельзя увидеть глазами… Об энергетике, которая скрыта.

Вот в этом камне, например, заключена история Земли. Это — «кожа» нашей планеты! Видите эти линии? Только вдумайтесь! Возможно, этот рисунок появился миллионы лет назад…Каждая прожилка – фрагмент истории земли. Застывшее время!

Каждый камень или кусок железа для меня – это не просто рабочий материал. Это — зеркало мира! Зеркало, в котором отражаются тысячелетия истории планеты. В них – целый космос! И для меня очень важно открыть этот невидимый мир другим людям. Привлечь внимание к тому, чего многие из них не замечают в повседневной суете. Показать невидимую силу камня, дерева, металла…

«Очень личный разговор с миром»

«Художник начинается тогда, когда в его голове возникает своя система мыслей о реальном мире, вот тогда, созданное им, называется искусством», - так считал Андрей Тарковский. И, если один великий творец называл свои работы «консервами времени», задача Джакопо – прямо противоположная: открыть эти «консервы», раскрепостить невидимую силу природного материала – свидетеля минувших эпох.

—Важно ли вам, как художнику, быть всегда и всеми понятым?

—Совсем не обязательно. Многим мастерам совершенно не важно, поймут их или нет. Это не влияет на путь художника .Он просто делает то, что считает нужным. У современного искусства – много направлений и много языков… Способов разговора с миром… Скажите, кто понимал в России сто лет назад великого Малевича? Его «Черный квадрат»? Но эта работа стала революционной! Она открыла художникам дверь в новую реальность!

Отношение к моим скульптурам - всегда разное. Даже время и место могут повлиять на восприятие работы. Некоторые думают, что современному художнику гораздо проще – в Риме, чем где – то на Урале. Ничего подобного! Там примерно такое же отношение к арт-объектам.

—Какую идею, вы назвали бы «проектом мечты»?

—Первый вариант скульптуры из серии «Невидимая сила», которую я хотел сделать в Сатке этим летом. Вот этот арт- объект был самой большой мечтой.

Но мы пошли по более простому пути. Решили, что местные жители просто не поймут моей работы. А мой способ воздействия на умы и души людей – мягкая сила. Я – не сторонник эпатажа, «удара».

Скульптура, которую я хотел создать, должна была стать моей исповедью… Сплавом множества смыслов... И, в первую очередь, она должна была говорить о том, что еще не высказано мной, как художником.

"Горячий" камень

— Для новых своих работ вы решили выбрать магнезит. Почему?

—Сейчас я работаю над большим проектом под названием «Невидимая сила», который должен объединить сразу три арт – объекта. Мы рассматривали возможность работы с разным материалом. Выбрал магнезит, поскольку этот камень обладает богатыми возможностями и подходит для создания больших скульптур. А еще — это символ Сатки. Для меня камень ассоциируется с местной природой и людьми.

— Если говорить о характере этого материала с человеческой точки зрения… Что за «парень» — этот камень магнезит? Насколько сложно найти с ним общий язык?

— Характер у него – сильный, «горячий». И в то же время – очень ранимый. Магнезит – огнеупорный материал. Он не горит в огне, но очень хрупкий, может легко расколоться. И это - не тот камень, из которого можно создать, к примеру, классическую греческую скульптуру. Но, в каком-то смысле он уникален, так как природных материалов, способных противостоять высоким температурам, очень мало. А я ищу новые возможности магнезита. Мне интересно, как поведет он себя в сочетании с другими материалами. Моя задача – показать его невидимую силу!

12 тонн надежды

«Обыкновенно мы говорим: все дороги приводят в Рим», но сегодня Сатка может легко оспорить это утверждение. Несколько лет назад уральский город – завод стал и Римом, и Меккой для творцов со всего мира.

Первая встреча с Саткой состоялась у Джакопо в 2015 году в рамках 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. О прошлом визите итальянца в город металлургов напоминает арт- объект "Взрыв", установленный на одной из главных улиц районного центра.

Спустя четыре года, Мандич снова вернулся в Сатку, чтобы осуществить "проект мечты" под названием «Невидимая сила». Здесь, на Урале, он впервые попробовал работать со скульптурой большого формата. «Я никогда бы не смог осуществить этот проект в Италии. Там я просто не достал бы камень весом в 12 тонн! И все мои проблемы здесь решает босс!”, - говорит скульптор.

Босс для Джакопо на территории Сатки – Анна Дубровская, представитель Фонда «Собрание». А Фонд – это «мозговой центр» социокультурных преобразований района. Структура – серьезная во всех отношениях. Деловые партнеры организации: Группа «Магнезит», администрация Саткинского района, посольства нескольких европейских стран, ВГИК, Третьяковская галерея, Русский музей и десятки других структур с громкими именами.

Анна Дубровская, представитель Фонда «Собрание»:

— Скульптуры такого масштаба Джакопо создает впервые. Для него это тоже - эксперимент. В Италии трудно найти материал, подходящий для арт-объекта подобной величины. Здесь такая возможность есть. Когда мы вышли на скульптора с предложением побывать в Сатке снова, он был очень рад Мы старались, чтобы мастеру было комфортно работать. У нас к каждому художнику такой подход.

—Сколько иностранных художников уже побывало в Сатке по приглашению Фонда «Собрание»?

—Около сотни... Из Германии, Италии. Нидерландов, ЮАР, Испании, Швейцарии…

—Почему известные мастера едут сюда? Чем интересен для них город «во глубине уральских руд»?

—Когда Фонд «Собрание» решил провести в Сатке первый международный Фестиваль уличного искусства Satka Street Art Fest, мы просто пригласили тех, кто нам интересен.

Художники из разных стран расписывали фасады типовых саткинских многоэтажек. С этого момента в городе начала работу Арт-резиденция. Думаю, Сатка интересна им с точки зрения получения нового опыта. А еще здесь очень хорошо относятся к художникам.

—Как воспринимают объекты современного искусства саткинцы?

—Неоднозначно. Многим местным жителям это не по душе. Я помню реакцию одного человека. Он сказал, что картины на стенах — это ужасно, так как они выбиваются из общих пастельных тонов городской архитектуры.

—Тяжело ломать стереотипы о «прекрасном»?

— Да. Как и всем первопроходцам. Но мы уже видим изменения. Оказывается, энергетика созидания – заразительна. Мы видим, как меняется город, как меняются люди. Те, кто нас раньше не понимал, неожиданно становятся союзниками. Я считаю, что стрит – арт делает город ярче, облагораживает его.

«Я — итальянец! И я — живой! Отлично!»

Местные жители до сих пор вспоминают о счастливом римлянине среди россыпей породы одного из промышленных карьеров Сатки.

Как мальчишка, обнаруживший пещеру с самоцветами, он исследовал отвалы метр за метром. Ибо каждый камень был потенциальной скульптурой!

Рассказывают, что в мастерскую, где с утра до ночи визжала «болгарка», работали дрель или сварочный аппарат, время от времени заглядывали местные рабочие, чтобы поглазеть на итальянского мастера и поговорить о жизни. И многие приходили к выводу: «Наш человек!».

—Когда я слышу словосочетание «итальянский скульптор», мгновенно возникает синонимический ряд – «носитель античной культуры», апологет классической художественной школы. Часто ли вы сталкиваетесь с подобным отношением к себе?

—В 2015 году была такая ситуация: один из рабочих завода, увидев меня, воскликнул: «О! Первый живой итальянец!». Я сначала опешил: «Что?!». А потом прямо порадовался за себя: «О! Здорово! Я – единственный итальянец! И я - живой! Отлично!».

«Носитель» ли я античной культуры? Существует весьма распространенное мнение об итальянских художниках в современном мире: «Они застряли в прошлых веках». Может быть, это - правда. Может быть, нет. Не знаю. Считаю, что и сегодня много итальянских художников, чье творчество влияет на тренды мировой культуры.

—Понимают ли здесь, вдали от европейских центров культуры, язык современного искусства?

—Как и везде, одним людям это нравится, и они готовы к восприятию посылов художника, а другие не хотят вникать в философию работ. Я видел множество людей в Сатке, которые очень рады тому, что художники со всего мира работают над изменением индустриальных пейзажей города. Есть и те, кто предпочел бы, чтобы Сатка сохраняла традиционный для этих мест стиль архитектуры. Это совершенно нормальная ситуация. Так происходит во всем мире.

—Даже в Италии?

—Да. Люди считают, что над обликом их городов должны работать местные художники. Просто потому, что они – «свои люди». Свои! Вот ключевое слово! Они не выйдут за рамки общепринятых вкусов. А мне кажется очень важным установление связей между местным населением и представителями другой культуры, работающими в непривычной стилистике, обладающими иным взглядом на многие вещи, ломающими какие – то стереотипы. И я кожей чувствую, как трудно установить эту связь… Как сложно воспринимается другая культура… Я понимаю, что, как художник, выбрал не самый простой путь. Но и для территории, где я сейчас работаю, это тоже - нестандартный путь развития.

Между Саткой и Римом

—От каких стереотипов избавило вас это путешествие из Рима в Сатку?

—Во-первых, я уяснил для себя, что художнику полезна перемена мест. Во-вторых, я расстался со стереотипом о русских, как о холодных, суровых людях. Теперь я знаю, что это — не так. Они открыты для теплого, человеческого общения.

Сатка — маленький город. Здесь сложно жить. Но я видел множество людей, которые относились ко мне примерно так, как моя мама. Вот, считается, что итальянцы много жестикулируют. А я увидел то же самое в здешних людях!

—Как вы относитесь к идее местных властей объединить индустриальный стиль старого уральского города с объектами современного искусства? Насколько жизнеспособен этот симбиоз, на ваш взгляд?

— Во многих странах индустриальные пространства и объекты современного искусства довольно мирно уживаются. Это обычная практика. Промышленные площадки становятся центрами культуры, где проходят выставки, создаются музеи и так далее.

—Что изменили бы вы, итальянский художник, в промышленном городе, если бы решили лично заняться ребрендингом этой территории?

— Я вижу, что, помимо парадной Сатки, есть и другая. И нужно многое менять. Много серого цвета: серые камни, серый асфальт, серое небо. Много мрачных пейзажей.

Одна из идей — сделать яркими пешеходные дорожки, возможно, с подсветкой. И больше зелени должно быть. Мне, например, очень нравится, что некоторые саткинцы разбивают рядом с домом маленькие цветники.

—Думаете, новый облик города способен повлиять на качество жизни людей? Новая форма может изменить «старое» содержание?

— Да, искусство может повлиять на жизнь конкретных людей. Но, я не думаю, что оно может перестроить внутренний мир каждого. Не думаю, что, к примеру, моя скульптура способна коренным образом изменить жизнь саткинцев. Но, возможно, она поможет им раздвинуть границы собственных представление о мире и современном искусстве.

У каждого человека должна быть большая мечта. Мечта о том, как можно изменить мир. Я вижу, что растет новое поколение саткинцев, которое готово к преобразованию окружающего их пространства.

— Что расскажете друзьям о Южном Урале, когда вернетесь домой?

— Скажу, что это был хороший опыт для меня. И личный, и профессиональный. Я открыл множество вещей, с которыми не сталкивался прежде. Расскажу, что здесь, рядом с большим заводом, не просто существовать: трудная работа, тяжелые условия жизни, суровый климат. Причем, я работал в Сатке летом! Зимой было бы гораздо тяжелее.

И, может быть, я скажу своим итальянским друзьям: «Если тебя пригласят в Сатку, попробуй. Будет не просто. Но попробуй! Оно того стоит!».

Автор: Наталья Исакова. Горнозаводские

Фото: Никита Исаков, Фонд "Собрание".