×
афиша
  • Диего Эспозито: древние камни Урала и итальянский модернизм

Диего Эспозито – один из признанных мэтров современной итальянской скульптуры, предпочитающий ваяние - работу с плотной инертной массой камня. Родился в 1940 г. в городке Терамо, затерявшемся в горах области Марке, известной своими глубокими, древними традициями в обработке камня. Синьор Эспозито является профессором престижной миланской академии Брера, разделяя свою творческую жизнь между двумя культурными столицами Италии - Миланом и Венецией. Еще со студенческой скамьи мастера привлекали древние культуры, обожествлявшие камень, поклонявшиеся камню - уникальным природным объектам необычных форм. Отправляясь в Россию, на Урал, скульптор совершенно не подозревал о том, как богата древними мегалитами земля Урала: это не только дольмены озёр Чебаркуль и Зюраткуль, но и уникальные чашечные камни на хребте Москаль. В глубокой древности люди отмечали священное место высеченным в камне углублением в форме чаши, которая собирала дождевую воду придавая ей подобие выпуклой линзы. Эти удивительные чашеобразные углубления воспринимались как порог иного мира, в пределы которого мог заглянуть только посвященный. 

Не случайно шедевры Эспозито отождествляют с «видением невидимого»: их размещают в буддийских монастырях Японии, просторных выставочных залах европейских столиц и красивейших садах Италии и Великобритании. Скульптор обожествляет природу, первозданную материю, он видит застывшую историю Творения в огромных каменных глыбах. Подобно соотечественнику – Микеланджело, он частично обрабатывает поверхность, вставляя в чашеобразное углубление выпуклое стальное зеркало, отражающее весь мир и каждого из нас. Как правило зеркальная линза обращена к небесам, символизируя диалог между землей и небом, указывая на нечто вечное, непреходящее, ведь согласно утверждению древнеегипетской философии, к которой обращается скульптор – «Земля – это копия неба». 

Кажется, Эспозито универсален в своих идеях, которые свойственны не только для европейской философской традиции, итальянского искусства эпохи Возрождения (произведения художников Мантеньи, Пармиджанино), но и древнейшей культуры народов, населявших Урал. 

Кирилл Гаврилин. Фото Василия Максимова.