-
Диего Эспозито: древние камни Урала и итальянский модернизм
Диего Эспозито – один из признанных мэтров современной итальянской скульптуры, предпочитающий ваяние - работу с плотной инертной массой камня. Родился в 1940 г. в городке Терамо, затерявшемся в горах области Марке, известной своими глубокими, древними традициями в обработке камня. Синьор Эспозито является профессором престижной миланской академии Брера, разделяя свою творческую жизнь между двумя культурными столицами Италии - Миланом и Венецией. Еще со студенческой скамьи мастера привлекали древние культуры, обожествлявшие камень, поклонявшиеся камню - уникальным природным объектам необычных форм. Отправляясь в Россию, на Урал, скульптор совершенно не подозревал о том, как богата древними мегалитами земля Урала: это не только дольмены озёр Чебаркуль и Зюраткуль, но и уникальные чашечные камни на хребте Москаль. В глубокой древности люди отмечали священное место высеченным в камне углублением в форме чаши, которая собирала дождевую воду придавая ей подобие выпуклой линзы. Эти удивительные чашеобразные углубления воспринимались как порог иного мира, в пределы которого мог заглянуть только посвященный.
Не случайно шедевры Эспозито отождествляют с «видением невидимого»: их размещают в буддийских монастырях Японии, просторных выставочных залах европейских столиц и красивейших садах Италии и Великобритании. Скульптор обожествляет природу, первозданную материю, он видит застывшую историю Творения в огромных каменных глыбах. Подобно соотечественнику – Микеланджело, он частично обрабатывает поверхность, вставляя в чашеобразное углубление выпуклое стальное зеркало, отражающее весь мир и каждого из нас. Как правило зеркальная линза обращена к небесам, символизируя диалог между землей и небом, указывая на нечто вечное, непреходящее, ведь согласно утверждению древнеегипетской философии, к которой обращается скульптор – «Земля – это копия неба».
Кажется, Эспозито универсален в своих идеях, которые свойственны не только для европейской философской традиции, итальянского искусства эпохи Возрождения (произведения художников Мантеньи, Пармиджанино), но и древнейшей культуры народов, населявших Урал.
Кирилл Гаврилин. Фото Василия Максимова.
-
31.12 - 31.12
С Новым Годом!
-
03.07 - 07.10
«Реализм в русском искусстве» покажут в Русском музее
-
04.07 - 14.07
Летняя сессия ВШЭ