×
24.08–14.10

Во Дворце культуры «Магнезит» города Сатка открывается монографическая выставка Гелия Михайловича Коржева (1925-2012), крупнейшего мастера советского искусства и последнего великого русского реалиста XX столетия. Экспозиция под названием «Путь к картине. Гелий Коржев.» представляет вниманию зрителя более 150 подлинных живописных и графических произведений художника из собраний ведущих музеев мира и частных коллекций.

Г.М. Коржев занимает особое место в истории искусства. Он ярко заявил о себе еще молодым художником. Шумный успех триптиха «Коммунисты» (1960), приобретенного Государственным Русским музеем, совпал со временем его избрания секретарем Союза художников. Оказавшись одновременно в ряду лидеров прославленного поколения шестидесятников и на высоком номенклатурном посту, Коржев сумел сохранить себя как самодостаточную, цельную, творческую личность. Он никогда не создавал ангажированных произведений, оставаясь верным собственным высоким гуманистическим идеалам. Неизменно отзывчивый на актуальные события и вызовы времени, художник остро чувствовал и болезненно переживал драматические моменты в истории страны, что вкупе с прочими обстоятельствами подвигло его на своеобразное отшельничество в поздний период жизни. Этим во многом объясняется тот факт, что и широкая публика, и специалисты имели лишь формальное представление о творчестве мастера, ограниченное корпусом произведений конца 1950-х – начала 1980-х годов. Причем уже в этот период Гелий Коржев создавал работы, не предназначенные для показа широкой аудитории.

Первая большая персональная выставка, на которой зрители смогли приблизиться к пониманию реального масштаба личности и мощи таланта, узнать о действительной широте диапазона, творческих возможностей и достижений художника, состоялась в 2016 году в Третьяковской галерее, через 4 года после его ухода из жизни. Экспозиция в залах ведущего музея страны, безусловно, снимала некоторые клише восприятия, но исходила из субъективного кураторского представления об искусстве мастера, оставляя открытыми многие проблемные вопросы. Новый выставочный проект Фонда Гелия Коржева ставит целью прояснить один из них, а именно – вопрос о методологии рождения шедевра.

На выставке впервые масштабно представлена «сокрытая от посторонних глаз» непубличная сторона творчества – оригинальные подготовительные наброски, эскизы, этюды, зарисовки, созданные Г.М. Коржевым в разные периоды. Художник с высокой ответственностью подходил к визуализации своих неизменно глубоких замыслов. Редкая настойчивость и огромное трудолюбие служили ему инструментами вдохновения. Экспозиция позволяет проследить перипетии этого многоэтапного и невероятно увлекательного творческого процесса, тем самым открыть для себя признанного мастера с новой стороны. Для ориентации зрителя в обширном изобразительном материале на этом пути расставлены своеобразные вехи, опознавательные маркеры смыслов в виде тех картин Коржева, которые в итоге состоялись как истинные шедевры.

Сложная задача репрезентации всего спектра жанров, подвластных мастеру, в ограниченном пространстве зала Дворца культуры решается тематической группировкой эскизов с привязкой к итоговой большой картине. Логика экспозиции не ограничивается традиционными жанровыми границами, следуя в этом методологии творчества Гелия Коржева. Художник неизменно усложнял структуру художественного образа присоединенными смыслами. Портрет у него всегда подразумевает широкий историко-философский контекст. Бытовой сюжет символизируется и становится афористичным высказыванием. Мифологические и библейские образы дают повод к разговору на общечеловеческие, морально-этические темы. Натюрморт свидетельствует незримое присутствие человека, овеществляя целую историю жизни.

Архитектура выставки построена на том же смешении жанровых границ, позволяющем модернизировать классическую художественную систему, что является частью авторского метода Г.М. Коржева. Так, подразумевая единую тему падения, кураторы сопоставили картины русской истории («Егорка-летун») и современной ему европейской жизни («Опрокинутый»). Историко-философская «Беседа» фланкирована работами, в которых звучит эхо войны: «Облака 1945-го» и «Тревога». Послесловием к серии «Опаленные огнем войны» становятся «Старые раны». Рядом с бытовым натюрмортом размещен социально-исторический, что только обостряет их символический смысл. Однако такие многосложные концептуальные группы как триптих «Коммунисты», серия образов Дон Кихота, работы библейского цикла, представлены неразрывными. Обширный подготовительный материал позволяет оценить то, с каким вниманием мастер относился к любой, казалось бы, самой малозначимой детали будущего полотна, как искусно владел различными техниками и материалами, сколь тщательно добивался искомой образности и смысловой наполненности. Коржев относился к тому типу творцов, которые знали цену каждой линии, мазку, пятну, понимали, как они слагаются в изобразительный текст, и в какую убедительно наглядную форму переводят авторское высказывание.

Выставка «Путь к картине. Гелий Коржев» предоставляет зрителям уникальную возможность умозрительного путешествия по мастерской творца и мыслителя, позволяет стать свидетелями рождения великих произведений искусства, составивших славу русского реализма. Его мощная живопись сопоставима с лучшими и самыми актуальными явлениями мирового искусства. Особая, неповторимая ценность творчества Коржева заключается в глубокой драматургии извечных тем, отзывчивости и чуткости к жизненным перипетиям любимой страны и народа, в неукоснительном следовании моральному закону самой высокой пробы. Художник честной кисти, он и в жизни, и в творчестве был пророком и героем одновременно, созидая свой мир образов как открытое послание человечеству.

Челябинская область, г.Сатка, ул. 100-летия комбината «Магнезит», д.1, ДК «Магнезит».

Фонд Гелия Коржева.

Фото Ксении Максимовой, Елены Никитиной.