×
афиша
  • Завершился первый этап фестиваля "Моя Сатка 2017"

В Сатке, Челябинская область, завершился первый этап фестиваля городского обустройства «Моя Сатка-2017». С 21 мая, когда фестиваль был открыт, здесь приняли участие архитекторы, дизайнеры и стрит-арт художники из России, Швейцарии и Италии, а также городские активисты и волонтеры, при активном участии местных школьников, студентов колледжа и профессионально-технических училищ.

- В этом году фестиваль уверенно берет новую планку, - объяснил куратор фестиваля Егор Ларичев. - Фестиваль стал долгосрочным, объекты стали намного более внушительными, впервые появилась реальная возможность заранее обсудить их с властями и городскими активистами, уточнить проектные решения.

В этом году объекты фестиваля сконцентрировались на двух площадках - берегу городского пруда в старой части города и пространстве «Руина», возникшем на месте разрушенного жилого дома рядом с ДК «Магнезит». 

Обе площадки, как точки роста дизайна городской среды, маркировали деревянные «Сфинксы», созданные в мастерской саткинского столяра Тагира Абрарова по эскизам московского архитектора Димы Барьюдина. «Сфинкс, задающий вопросы - символ грядущих изменений», объяснил философскую подоплеку своих скульптурных скамеек, полюбившихся горожанам, автор, являющийся одним из идеологов фестиваля.  

Потом на берегу возник бетонный дольмен - подоснова для будущего объекта швейцарского дизайнера Димитрия Балера. В течение недели автор вместе с волонтерами украшали стелу мозаикой из кусочков доломита и магнезита размером в пяточек. В результате получилось объемное абстрактное двухстороннее каменное полотно - градиент или некий абстрактный рассвет, переходящий из черного в белый через серый.

После официального открытия абстракция превратилась в остановку для местного маршрутного такси и стала полезна горожанам.

Группа швейцарских дизайнеров из Лозанны Адриен Роверо и Кристоф Фуад в сотрудничестве с мастерами саткинской компании ММС создали на набережной городского пруда композицию из гигантских горшков, внешне напоминающих старинные железоделательные печи - главную аттракцию соседнего с Саткой Межевого. В горшках-печах растут деревья, подобранные трепетным ботаником фестиваля Верой Меркер - директором ботанического сада Челябинского государственного университета, большого патриота уральской флоры.

На площадке «Руина» тем временем разворачивался полномасштабной инсталляцией проект московского архитектора из бюро КОНТОРА Игоря Апарина. Амфитеатр, созданный в прошлом году, получил развитие в виде двух стен-габионов - прозрачной проволочной сетки, наполненной горной породой крупной фракции. Пол нового городского пространства замостили деревянными паллетами, впоследствии здесь появятся столы для игры в шахматы и других настольных игр. По замыслу архитектора, это пространство предназначено для обживания горожанами. Поэтому открытие «Руины» сопровождали сразу два события - «Соседская ярмарка» и выставка швейцарского архитектурного фотографа Ан-Лор Ле Ша, восторженно зафиксировавшей в монументальном фото-формате особенности локальной архитектуры. Соседская ярмарка, приуроченная к проходящему во всем мире в конце мая дню соседей, обещает стать ежегодным праздником в Сатке, притягивая все больше активных горожан.

Так же в рамках первой фазы фестиваля, признанного, по словам заместителя главы саткинского района Павла Баранова - его идейного вдохновителя, безусловно, успешным, Сатку посетила исследовательская группа архитекторов-урбанистов из Архитектурно-строительного института из Самары под руководством Сергея Малахова и Евгении Репиной. Архитекторы известные своим концептуальным и исследовательским подходом к городской среде, будучи в городе не впервые, нашли Сатку красивым и своеобычным южно-уральским городом, где прошлое не менее интересно, чем настоящее и будущее.

Отдельной частью «Моей Сатки» стал граффити фестиваль «Другое пространство», в этом году получивший не только международное развитие - в нем участвовали группа художников из Швейцарии  Nevercrew (Кристиан Ребекки и Пабло Тоньи), итальянские мастера уличного искусства Soloи Diamond, а также мастера монументальной абстракции из подмосковного Жуковского Petro и Slak (AestheticsGroup) - Петр Герасименко и Илья Блинов. Гигантский медведь, запутавшийся в красной ленте - монументальная часть диптиха Nevercrew «Обнажающая машина» (собственно, сама машина нарисована на трансформаторной будке в другой части города), метафорически призывает жителей раскрыть глаза на окружающую реальность, выйдя за рамки системы «упаковывающей» их взгляды и красящей их мысли в определенные тона. 

Фестиваль городского развития проходит в Сатке второй год при поддержке Фонда поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание» и городской администрации, а также швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» и Итальянского института культуры в Москве.

Фото Александры Богдановой и Сергея Потеряева.