×
  • Русский Авангард: от Эйзенштейна до Родченко

Имена лидеров советского киноавангарда хорошо известны. Среди них: первооткрыватель в области кинохроники и лирик Дзига Вертов, мастер кино-аттракционов и основатель теории кинематографа ХХ века Сергей Эйзенштейн, изобретатель киномонтажа и педагог Лев Кулешов, актер и художник фильмов Петр Галаджев. Их творчество трудно представить вне культурного и художественного контекста эпохи, киножурналов, авангардного фотоискусства, киноплакатов 1920-х годов, традиций и новаторских поисков в области сценографии, студий, а также художественных школ.

Традиции кинодекорационного искусства и театральной сценографии развивались во ВХУТЕМАСе в 1920-е годы: на факультетах проектировали кинофабрики, кинотеатры и кинозалы, киноплакаты.

Среди ярких деятелей кино того времени можно назвать и поэта Владимира Маяковского. Впоследствии он играл главные роли в фильмах «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой», «Не для денег родившийся» (По роману Джека Лондона «Мартин Иден»). Атмосфера, связанная со становлением национального кинематографа, увлекла и его. Благодаря Маяковскому можно говорить о влиянии русского авангарда на кинематограф, где футуристическая традиция публичного скандала и эпатажа смыкается с исполнительской деятельностью в кино. Впоследствии Маяковский читал во ВХУТЕМАСе лекции о новом искусстве и поэзии, читал свои стихи, был кумиром студенческой аудитории.

С. Эйзенштейн, Л. Кулешов и другие деятели кино становились известными в первую очередь благодаря их фильмам, таким как «Кино-глаз» и «Человек с киноапаратом», «Броненосец Потемкин» и «Октябрь», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и «По закону». Другим  каналом осуществления революции видения, зарождения новой культуры стали журнальные публикации, экспериментальные фотоработы Александра Родченко. Эстетику киноавангарда невозможно оторвать от эстетики графического дизайна и фотографии, даже эстетики архитектуры. Представители всех жанров искусства стремились к тому, что мы сегодня называем медиаискуством.

Смелые киноплакаты, например, авторства братьев Стенбергов и Петра Галаджева, как часть авангардной рекламы, зрительно «озвучивали» немой кинематограф, тесно взаимодействуя с революционно новой формой фотографии, которую совершили Александр Родченко, Борис Игнатович и Елеазар Лангман.

Киножурналы существовали как еще один жанр масс-медиа 1920-х годов, который можно было встретить в журнальных и газетных киосках. Они объединяли в себе как статьи по теории киноискусства, так и экспериментальную фотографию и графику. «Левые» художники, пришедшие в фотографию, их последователи, профессиональные фотографы и журналисты создавали здесь новое «фото-ощущение мира».

Вся разнообразная медийная деятельность пионеров киноавангарда, фотографии и графического дизайна была нацелена на воспитание нового видения мира. Кино оказывалось в центре многих творческих проектов. Тем самым русский авангард расширял территорию искусства. В этом мастерам авангарда помогало целое поколение выпускников ВХУТЕМАСа, утверждавших новые пути российской художественной культуры.

Выставку представляют Архив А.Родченко и В.Степановой и МГХПА им. С.Г.Строганова. Имераторское Строгановское училище основанное в 1825 году, после революции было преобразовано во ВХУТЕМАС, всемирно известную школу современного искусства и дизайна, где преподавали лучшие представители русского авангарда: В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, А. Родченко, В. Степанова, О. Розанова, Л. Попова и многие другие.

Выставка «Русский Авангард» будет проходить в Музее «Магнезит» (г.Сатка, ул. Солнечная д.34). Время работы: понедельник-пятница с 9:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 13:00, суббота-воскресенье с 10:00 до 16:00.