×
16.03–16.03
  • АДРЕС:

    Сатка

Якопо Мандич

Для 3-ей Уральской индустриальной биеннале

Как скульптор Якопо Мандич любовно относится к самому материалу. В том смысле, что он умеет видеть в материале то, что ты не ожидаешь.  Разве не в этом и состоит долг художника: открыть нам то, что мы не видим и показать реальность, которая находится по другую сторону материала?

Будучи довольно молодым художником, Якопо уже много лет заметен в национальном и международной контексте. Благодаря своему врождённому таланту и единству техники и стиля, он сумел завоевать художественную сцену и получить расположение многих галеристов и коллекционеров.

Сначала я познакомилась с его произведениями и, заинтересовавшись, захотела познакомиться и с автором. Помню: когда я первый раз вошла в его студию под открытым небом, меня поразил творческий беспорядок в помещении, заполненном железом, инструментом, разбросанным материалом, ещё нетронутым, грубо обтёсанным или находящимся в работе – место, где стоит искать красоту! И всё же Якопо удаётся извлечь из этой массы материала настоящие сокровища тончайшей выделки. Его произведения рождаются из встречи различных материалов: железа, дерева, камня, минералов – чтобы образовать новую реальность.

В рамках биеннале Якопо представляет работу «До последнего камня», блок камня (магнезит и доломит) в форме кратера, который напоминает о карьере, из которого он и был извлечен. Из центра блока вынуто примерно 40 см породы и уложено обратно в виде более-менее одинаковых кусочков, выдолбленных из неё же. Публике биеннале предлагалось взять эти кусочки и унести с собой.

Художник определяет произведение как «кусок земной коры» и задумывал он его как «своего рода «пазл наоборот», игру, которая должна стать отправной точкой для размышления об исчерпаемости ресурсов и приглашением для публики разделить ответственность за результат – кратер». С помощью игры, художник хочет показать «лёгкость, с какой современное западное общество предаётся потреблению, которое приводит к истощению ресурсов», приглашая зрителей задуматься об этой актуальной проблеме глобального масштаба, проблеме взвешенного отношения к окружающей среде, проблеме социальной ответственности и сознательного потребления.

Произведение примиряет два противоположных аспекта: с одной стороны, это прочная скульптура, призванная долго существовать во времени, с другой стороны, – временная инсталляция, которая должна быть разрушена, являя собой пример эфемерного искусства и объект, который, следуя физическим законам материи, не создаётся и не разрушается, но постоянно изменяется.

Связи между противоположностями находят себя во многих работах художника, где такие разные материалы, как дерево, стекло, металл, объединяются между собой как воплощения самой Матери Земли – таким образом делается как бы намёк, приглашение к уважительным взаимоотношениям между человеком и окружающей средой, растениями и животными и к мирному сосуществованию человека с ему подобными.

Пребывание Якопо Мандича в России стало продуктивным: ему удалось создать четыре произведения, которые остались в том месте, где они родились: одно – на биеннале, второе – в резиденции, которая его приняла, еще одно – на заводе и последнее – в публичном сквере города Сатка.

Будучи сильнейшим образом вдохновлён заводом, добывающим магнезит в Сатке, Якопо создал произведение, которое отсылает к таким архаическим материалу и форме, как камень и круг, и которое выдвигает очень актуальный тезис «против конфликтов». Речь идёт об инсталляции, состоящей их трёх элементов: скульптура из камня и металла, заряженная пушка и металлическая ракета.

Скульптуру составляют блоки магнезита и доломита, подвешенные внутри металлического круга (2 метра в диаметре) – символа цикличности. Эти блоки воскрешают в памяти динамику дробления материи, представляя разрежённость и уплотнение, цикл создания и разрушения. Скульптура установлена в публичном сквере в Сатке на фоне стены, ракета – на самой стене, а пушка – на расстоянии четырёх метров от скульптуры. И вновь публика была призвана принять активное участие и стрелять из пушки красками, которые оставляли следы на скульптуре, пятна краски на стене, расходящиеся по окружности скульптуры, а среди этих ярких пятен – ракета-символ, которая служит отправной точкой для критического размышления об использовании этого промышленного материала для создания оружия.

Для Якопо свойственно изучать и интерпретировать дух места: так, мы видим, как его круг из дерева и металла представлен на морской набережной в Остии (расположенной неподалёку от Рима) – он создан из такого сырья, которое вполне можно было бы найти прямо там, на пляже, принесённым ближайшей рекой Тевере. Так и в Сатке, он использует местные материалы, магнезит и доломит, желая показать историю камня, полученного с помощью разрушающей силы динамита и – главным образом – представить в её развитии идею Большого взрыва, который дал начало материи и жизни. Для него, на более высоком уровне интерпретации, камень – «это небесное тело, метафора взрыва эмоций, идеи, которая расширяется и сжимается».

Тем, что Якопо захотел раскрасить серый камень, он, как будто бы, наносит городу, в котором этот цвет преобладает, ответный удар: и удар этот – акция «городского искусства» (urban art). В этом открывается более благородное намерение художника – оставить всесторонний след своего пребывания: не ограничиться просто статичной скульптурой, но войти в среду с помощью всеобщего, динамичного искусства, слиться со зрителем, предложив ему задаться вопросом о смысле жизни – через игру.

Так, сам акт раскрашивания скульптуры, эта ложная цель, должен послужить стимулом к тому, чтобы не останавливаться на уровне внешнего облика формы, но искать – пусть небольшую, но – правду, спрятанную внутри, чтобы найти суть вещей, ракету, скрытую скульптурой, которая намекает на возможный путь преодоления конфликта в постоянном поиске утраченной гармонии.

То, как различные материалы сосуществуют у этого скульптора и то, как он придаёт динамику статичной форме, являет собой характерный и наиболее новаторский элемент в творчестве Якопо Мандича.

Симона Каподимонти

 

Симона Каподимонти – историк искусства и куратор выставок, интересуется новыми языками в современном искусстве, открывает новые художественные таланты. На 54-ой Венецианской биеннале работала координатором издания каталога Итальянского павильона и имеет важный опыт организации выставок в важнейших музеях, таких как Scuderie del Quirinale, Galleria Borghese, Национальная галерея античного искусства в Риме.