×

Константин Васильевич Худяков — российский художник, работающий в жанре цифровой художественной техники, президент Творческого союза художников России, председатель правления галереи «М’Арс», действительный член Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации. Константин Васильевич родился 2 января 1945 года в селе Царёвщина Саратовской области в семье учителей. В 1965 году поступил в Московский архитектурный институт (МАрхИ) на кафедру промышленной архитектуры. Во время обучения в институте серьезно увлекся конструктивизмом 1920-х годов, занялся живописью, экспериментировал с формой, пластикой, фактурой материалов.

Уже в дипломном проекте Худякова «Город будущего в Сибири» проявились футуристические идеи. Проект был выполнен под влиянием английской группы «Archigram», американского архитектора-фантаста Паоло Солери и начавшегося строительства Всемирного торгового центра в Нью-Йорке по проекту архитектора Ямасаки. Впервые в истории МАрхИ студенту разрешили вместо традиционных планшетов с чертежами показать на защите фильм-проект, снятый камерой собственной конструкции. Камера перемещалась внутри большого бумажного макета, представляющего собой город на двести тысяч жителей, по точкам съемки, масштабным для человеческого роста. Этот прием позволил создать впечатление реальной городской среды, интерьеров. В 1971 году, сразу после защиты дипломного проекта, Константин Худяков был распределен госкомиссией главным художником в Центральный музей В. И. Ленина. В течение 10 лет он реализовывал проект реконструкции залов основной экспозиции музея.

Худяков занимался дизайном музейного оборудования, проектированием и осуществлением политических экспозиций в СССР, странах социалистического лагеря, Швейцарии, Финляндии, Йемене, Франции, а впоследствии и архитектурно-дизайнерской концепцией реконструкции здания Центрального музея. За создание дизайна филиалов Центрального музея В. И. Ленина в г. Фрунзе в 1984 году Худякову присвоено звание заслуженного художника Киргизской ССР. Но стремление к развитию и применению инновационных технологий в искусстве, а также авангардные вкусовые предпочтения побуждали Худякова совмещать работу художника партийной системы с полулегальными полудиссидентскими выставками живописи. В основном это происходило в подвалах Горкома графиков на Малой Грузинской в Москве. Такие своего рода «квартирные» выставки посетило около миллиона человек. Аэрограф и фотосъемка были основными орудиями Худякова в то время.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, работая уже самостоятельно, художник вводит в свой арсенал видеокамеру, а затем видеопроектор, продолжает работать и аэрографом, осваивает компьютерно-цифровые технологии и программы. Худяков формирует банк цифровых изображений, состоящий из нескольких десятков тысяч снимков. Все его проекты — «Предстояние», «Hotel Russia», «Русский пейзаж», «Московская панорама», «Жизнь насекомых», «Карта мира» — выполнены путем синтеза искусств. Худяков соединяет микрокосм с макрокосмом: пристально вглядывается в мельчайшие детали мира и одновременно создает свою версию «Тайной вечери», представленную на Венецианской биеннале современного искусства в 2011 году. Константин Худяков — творец, идущий в ногу со временем. Он быстро реагирует на новые изменения и без страха риска применяет компьютерную графику в своих работах. Полимерная скульптура — излюбленный материал мастера, а крупноформатные картины с использованием цифровой мозаики — фирменная черта его творчества.