×
афиша
  • Предвосхищая ландшафт

22.10–22.10

В арт-пространстве «Руина» в центре Сатки открылась новая выставка «Предвосхищая ландшафт». Её автор Сергей Потеряев - уральский художник, работающий с фотографией, видео и звуком.

Представленный проект создан в саткинской арт-резиденции при поддержке фонда «Собрание» в этом году. Он посвящён исследованию ландшафта, который изменился настолько, что порой не догадаться, где раньше была гора, а где низина. Посвящён людям, которые меняют этот ландшафт, и предприятию, которое дало толчок развитию города и изменило восприятие окружающего мира.

- Давно изучаю уральский ландшафт, причины его возникновения и то, как он сейчас воспринимается: не как что-то рукотворное, а как что-то естественное и природное, - рассказывает Сергей Потеряев. - Но если смотреть на причины его появления – почему он такой, то сразу все становится на свои места: пруды, карьеры, отвалы мы создали сами. В принципе, мы изменили весь ландшафт, который видим, и продолжаем это делать.

- На фотовыставке есть портреты магнезитовцев. Вы искали для проекта людей определенных профессий?

- Это и есть те, кто меняет ландшафт: мастера горного дела, взрывники, машинисты буровых установок. Именно те, кто работает с породой, изменяя окружающий мир.

- Почему вы использовали принцип составных работ - из двух частей?

- Диптихи - как раз рассказывают историю про измененные обстоятельства. Если присмотреться, то большая часть фотографий как бы разделяет природное и промышленное. Например, на одном кадре идет человек в карьере, а слева от него - голый камень. Или, например, если говорить про фотографии, которые  были сделаны не на производстве, - пруд, который я снял сверху, и окраина Сатки. Они о том, что исторически сложилось, а не промышленным способом. То есть кадр делит что-то природное и происходящее сейчас, меняющееся в настоящее время.

- Весь проект - это монохромная история. В серых тонах, но при этом очень светлая. Такое цветовое решение - это привязка к магнезиту, цвету горной породы, или это «серая» промышленность?

- Это связано с породой. А вообще цвет слишком отвлекает. Я хотел отразить саму инженерную суть – когда ты смотришь на поверхность города, как на некую поверхность породы. Это хорошо видно по снимку камня, его «рисунок» напоминает снимки из космоса. Это же искусство, мы можем, как угодно его воспринимать. И если диптихи говорят про изменения, портреты говорят про тех, кто  делает эти изменения, то этот камень – самая главная причина всего происходящего. Поэтому люди здесь работают. Поэтому развивается предприятие. Поэтому здесь все меняется. Эта история о том, как маленькая порода изменила всё.

- Идея проекта родилась в Сатке или она просто привязана к месту - именно здесь вы хотели ее реализовать?

- У меня очень много проектов, которые связаны именно с ландшафтом, в том числе с уральским. Идея о том, чтобы показать, как человек изменил всё на Урале, пришла, когда я ехал в Сатку лет 5 тому назад. Эта мысль засела. А в Сатке я сделал другую интересную работу: снимал на пруду рано утром, в момент, когда туман рассеивается и появляется полоска соседнего берега. Это было похоже на звуковую дорожку. Поэтому я еще и звук записал. Получилось так, что промышленный звук сменялся природным - получилось история про возвращение. Для другой выставки в Екатеринбурге я снимал диптихи. И часть работ для этого проекта тоже была сделана в Сатке. Потом делал другие проекты про уральский ландшафт. И тут я подумал: столько раз бываю в Сатке, но еще ни разу не работал здесь как художник. И решил сделать этот проект - продолжение большой линии, моей основной темы, про ландшафт.

- «Руина» стала отличным местом для такой выставки - фон и атмосфера как раз для черно-белых снимков…

- Да, это - идеальное пространство. Еще и снег выпал - вообще супер! Плюс голый камень присутствует в оформлении. Идеальное сочетание! Местами стены немного неровные, и издалека видно, что некоторые фотографии криво висят, ближе подходишь - вроде ровно все. Но это даже интересно, ведь сама порода тоже неоднородная. В общем, здорово получилось. Хотя, я думаю, люди будут не довольны, многие наверно скажут, что зимой не хватает ярких цветов. Но всегда сложно объяснить, что такая фотография тоже может дарить радость. Я вижу в этой выставке спокойствие.

Фото Валерии Цой.

Источник - Магнезитовец