×
афиша
  • Поиск бессмертия и возможности нового будущего

С 12 сентября в Екатеринбурге и других городах Урала стартовала 5-я Уральская индустриальная биеннале. В этом году одним из ключевых акцентов стало исследование отношения между жизнью и смертью в контексте материалистического поиска бессмертия. Современные технологии воспринимаются поколениями весьма узко, человек становится все более зависимым от них. При этом исконные традиции и сформированные тысячелетиями глубинные смыслы человеческой природы вытесняются.

Главная выставка биеннале, которая продлится до 1 декабря этого года, пройдет в стенах Уральского оптико-механического завода в Екатеринбурге. Выставка – своего рода мозаика, где то сливаются, то контрастируют друг с другом разные истории: «Огонь», «Труд и скука», «Медуза», «Изменяющиеся жизни» и другие.

Ряд событий биеннале развернется в екатеринбургском кинотеатре «Колизей». Так, 12-15 сентября здесь прошла конференция открытия, которая познакомила участников с разнообразными материалами на тему «Бессмертие».

28-30 октября в «Колизее» также пройдет форум, который станет главным событием проекта «Индустриальность и культура». Его участники будут работать в формате панельных дискуссий и практических лабораторий. Исследовать опыт развития креативной экономики в индустриальных регионах и взаимодействия культуры и бизнеса будут как российские, так и международные спикеры.

Дополнительно запланирована образовательная сессия «Лаборатория индустриальности». На нее приглашены 25 делегатов малых и средних городов Пермского края и Уральского региона.

В рамках биеннале публике представят 10 специальных проектов. Что произойдет после смерти? В чем воплощается настоящее? Что мы оставляем после себя? Ответы на эти и другие вопросы в своем творчестве пробуют переосмыслить мастера со всего мира.

Одним из стратегических проектов Уральской индустриальной биеннале станет программа арт-резиденций. Ее впервые открыли в рамках 2-й биеннале в 2012 году. С того времени участниками программы стали более 20 художников из 9 стран, создавшие свыше 30 арт-объектов. 

В число спецпроектов попал перфоманс саткинской арт-резиденции "Бесконечность". Художник, руководитель Департамента искусства и науки Университета Сорбонны (Париж) Ольга Киселева воплотила поражающий своим масштабом символ бесконечности. Километровое алое полотно было помещено в пространстве индустриального ландшафта Берёзовского карьера Группы «Магнезит».

- Это измерение бесконечности природы, которую мы оберегаем от воздействия вредных факторов производства. В то же время индустриальное наследие - это и культурный феномен. Мы выводим индустриальную эстетику на первый план, показываем ее красоту, - пояснила Ольга.

В саткинской арт-резиденции биеннале свою работу в этом году также представляет швейцарская художница, перформер и скульптор Катя Шенкер. Основой ее проекта стала поэма Райнер Марии Рильке «Сады». В поэме описываются жизнь и смерть дерева, и этот процесс нашел свой метафорический отклик в творчестве Кати Шенкер.

Художница долго и подробно исследовала карьеры в окрестностях Сатки. В итоге на длинном полотне бумаги сформировался огромный отпечаток Карагайского карьера. Так перед зрителем появляется новый ландшафт: он передает те ощущения, которые испытала мастер, находясь в карьере. Его руины – не только символ смерти. Они продолжают свою жизнь в новом предназначении и словно оказываются вне времени.

То, что получилось у приглашенных художников после взаимодействия с промышленной стороной Урала, можно увидеть на финальной выставке биеннале на Уральском оптико-механическом заводе. Важный нюанс: УОМЗ является действующим предприятием, поэтому желающим погрузиться в мир современного искусства рекомендуют взять с собой документ, удостоверяющий личность.