×
афиша
  • Рефлексия человека в ландшафте - новый проект Уральской биеннале в Сатке

С 12 сентября по 1 декабря в Екатеринбурге и других городах Урала пройдет 5-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства.

Биеннале - крупнейший региональный проект, который исследует индустриальность как наследие и актуальную практику российских регионов, отражает и объясняет промышленное развитие России языком современного искусства. 

В рамках биеннале проходит Программа Арт-резиденций, которая работает с действующими предприятиями Урала. Приглашенные художники создают проекты при непосредственном взаимодействии с заводским пространством и опытом, интегрируя искусство в промышленность Урала. Итогом пребывания в резиденции является создание site-specific работы в пространстве принимающего города/предприятия. Также, итоги резиденции будут представлены на итоговой выставке программы, которая открывается вместе с основным проектом на главной площадке 5-й биеннале, Уральском Оптико-механическом заводе.

Сатка, где с 2016 года находится Постоянная резиденция Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Челябинской области, в четвертый раз примет у себя участника Программы Арт-резиденций. В этом году в стенах промышленного центра города будет работать швейцарская художница, перформер и скульптор Катя Шенкер (Katja Schenker).  

Катя Шенкер родилась в Сен-Галле, Швейцария, в 1968 году. Живет и работает в Цюрихе. Перед тем как получить степень магистра искусств в Университете искусств в Цюрихе, Катя изучала литературу, историю искусств и философию в Цюрихском университете и в Высшей школе социальных наук в Париже.

Работы Кати Шенкер сочетают в себе перформанс и скульптуру. Художница также использует рисунок, фотографию и видео для углубления и документирования последовательных этапов ее творческого процесса. Хореографию ее перформансов составляют движения, которые трансформируют материалы или предметы. 

«Проекты Кати – всегда опыт физического пребывания и переживания среды автором. В контексте темы биеннале представляется перспективной идея работы, как с материалом, так и уникальной историей места», - говорится о художнице на сайте Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция, который является постоянным партнером Уральской биеннале и Фонда «Собрание». 

Вместе с Катей в Сатку приехали также швейцарский режиссер Северин Кун и Кристина Горланова, куратор Программы Арт-резиденций. Северин Кун снимает документальные фильмы о художниках и ученых. Сейчас он работает над фильмом о Кате Шенкер. 

Гости уже побывали на разных карьерах Челябинской области - Коркинском угольном разрезе, Баландинскиих мраморных карьерах, Тайгинских графитовых карьерах. Но остановились именно в Сатке. «Мы предложили Кате посетить Сатку, поскольку не раз делали здесь арт-резиденции. Мы очень рады, что Группа Магнезит, Фонд «Собрание» и Сатка поддерживают биеннале, и наши художники тоже рады возможности работать здесь. Катя была очень впечатлена местным огнеупорным материалом и, конечно же, размерами карьера. Поэтому мы приехали сюда, чтобы сделать проект для 5-й индустриальной биеннале», - рассказывает Кристина Горланова по прибытии в Сатку.  

За основу проекта скульптор взяла поэтическую привязку - источником вдохновения послужила поэма Райнер Марии Рильке «Сады». В ней рассказывается о жизни и смерти дерева. «Это такая жизненная метафора, тем более что тема 5-й индустриальной биеннале — бессмертие. Кроме того, это очень подходит к индустриальным процессам с волнообразной историей: так месторождение становится карьером, разрабатывается, а затем возвращается к природе, как, например, стало с Баландинскими карьерами, где люди теперь отдыхают. Катя говорит и о том, что это - большой круговорот», - продолжает Кристина Горланова. 

Главная идея проекта швейцарской художницы - сделать отпечаток Карагайского карьера на длинном полотне бумаги. «В итоге получится огромный скульптурный объект, который будет повторять контуры части карьера, повторит присутствие человека в ландшафте. Это будет слепок нового ландшафта, который будет четко передавать то, что Катя видела и чувствовала в карьере», - поясняет куратор замысел художницы. 

Уральская индустриальная биеннале – крупнейший международный художественный проект на территории Российской Федерации, соучредителями которого являются Уральский филиал Государственного Центра современного искусства в составе ГМВЦ «РОСИЗО» и Министерство культуры Российской Федерации. Уральская биеннале работает со спецификой региона, всякий раз находя новые грани индустриальности. C 2010 по 2017 год в работе биеннале приняли участие 319 зарубежных художников из более чем 45 стран мира. Проект поддержали 48 зарубежных партнеров. Биеннале тесно связана с индустриальной культурой Урала и осмысляет индустриальность как эпоху, культурный феномен и актуальную практику, в которую в нашем регионе вовлечены множество людей и пространств.

Тема 5-й биеннале – «Бессмертие». Это повод задуматься о результатах: что остаётся от производственных и художественных процессов? Продукт? Итог? След?

Программа Арт-резиденций — это один из стратегических проектов Уральской индустриальной Биеннале. Впервые она состоялась в рамках 2-й биеннале в 2012 году и с тех пор приняла более 20 художников из 9 стран, которые создали более 30 арт-объектов.

Программа нацелена на сотрудничество между авторами, работающими в различных дисциплинах визуального искусства, и действующими заводами. Этим уральские арт-резиденции принципиально отличаются от многих других в мировой практике: художники получают возможность непосредственного погружения в специфику региона, с его особенностями, мифами и образом жизни. Здесь они знакомятся с уральским индустриальным наследием и исследуют производственные процессы действующих предприятий. 

С 2015 года в Сатке в рамках Программы Арт-резиденций исследовали промышленность и индустриализацию через искусство итальянский скульптор Якопо Мандич (Jacopo Mandich), французская художница Леа Бербазанж (Léa Barbazanges), художник из Швейцарии Флориан Граф (Florian Graf). 

Фото Анны Филипповой и Василия Максимова.