×
афиша
  • «Великий немой» электротеатра «Луч»

На выставке демонстрируются экспонаты из фондов музея «Магнезит», которые впервые представлены публике. Программы спектаклей cаткинского самодеятельного музыкально-драматического кружка 1916-1917 гг., а также афиши, программы и билеты картин немого кино, что показывали в саткинском электротеатре «Луч» до революции 1917 года. 

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов состоялся первый общедоступный сеанс «синематографа Люмьеров», а уже в первой половине 1896 года изобретение Луи Люмьера появилось в России. Многие русские фотографы быстро научились новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»).

Экспонаты, представленные на выставке, датируются 1914-1916 годами. Шла Первая мировая война. Характерные черты кинематографа России того времени – мгновенность отклика на события, о которых все говорят, простой, легко прочитываемый сюжет фильмов. Чего стоят их названия – «Кровавый безумец современной войны», «Зверства германских варваров в Ченстохове», «Гибель американского миллиардера на «Лузитании», взорванной германской подводной лодкой у берегов Ирландии». Несмотря на простоту сюжета некоторых картин, фильмы пользовались популярностью у зрителей.

К достоинствам российских кинопромышленников относится, за редким исключением, их патриотичное стремление к использованию кинематографа в просветительских целях. Экранизируют, часто примитивно, произведения крупнейших русских писателей, снимают сцены из спектаклей. Так, на выставке представлена афиша к фильму «После смерти» (Тургеневские мотивы). Продюсером экранизации по мотивам рассказа Ивана Тургенева «Клара Милич» выступил знаменитый Александр Ханжонков, режиссер Евгений Бауэр.

Артефакты бережно собирал и сохранил архивариус завода «Магнезит» Михаил Григорьевич Рыжих. В 2019 году они были отреставрированы Ларисой Владимировной Бастрыгиной, художником-реставратором отдела научной реставрации произведений прикладного искусства Государственного научно-исследовательского института реставрации (Москва).