×

В Челябинском государственном музее изобразительных искусств (ЧГМИИ) завершена реставрация трёх картин эпохи соцреализма с изображением «Магнезита», принадлежащих кисти Серафимы Рянгиной и Бориса Яковлева. 

Завершающим этапом реставрации стало восстановление утрат красочного слоя. Работы, как и на первом этапе, провёл Филипп Гузанов – художник-реставратор из Московской художественно-промышленной академии имени Строганова (МГХПА), а помогал ему сотрудник ЧГМИИ Виктор Чичиланов. Живописные произведения готовы к выходу в свет благодаря Группе Магнезит и Фонду поддержки и сохранения культурных инициатив «Собрание». В нынешнем году при поддержке этих партнёров музей планирует демонстрацию произведений «на месте событий» – в Сатке.

Три отреставрированных полотна, посвященные «Магнезиту»: «Цех производства кирпичей» и «Шахтная печь завода «Магнезит» Серафимы Рянгиной, а также «Рудник. Сатка» кисти Бориса Яковлева – принадлежат фонду картинной галереи музея. Долгое время полотна хранились в запасниках, так как состояние не позволяло демонстрировать их без наносимого ущерба. Исключение было сделано во время выставки на тему индустриализации СССР «Ударным темпом, полным ходом!», прошедшей в залах галереи весной нынешнего года, когда работы Серафимы Рянгиной, наиболее пострадавшие от времени, экспонировались в реставрационных заклейках – специальных накладках, предотвращающих дальнейшее осыпание красочного слоя. Полотно Яковлева не имело утрат, но тоже было в трещинах. На первом этапе для лучшей сохранности реставрируемые полотна были продублированы новыми холстами. После полного их высыхания начался второй этап реставрации.

- Основные работы проводил Филипп Гузанов,– рассказывает художник-реставратор ЧГМИИ Виктор Чичиланов. – А я помогал передвигать полотна (они достаточно большие). По приезду Филиппа Владимировича мы натянули холсты на экспозиционные подрамники и удалили профилактические заклейки, которые сохраняли живописный слой на период реставрационных работ. Затем восполнили утраты авторского грунта реставрационным грунтом, приготовленным на основе мела и рыбьего клея. Далее эти места шлифовались при помощи наждачной бумаги и скальпеля. Следующий этап – нанесение тонировки акварельными красками. И в завершение вся поверхность картин покрывалась домарным лаком – для их лучшей сохранности и целостности восприятия. У Яковлева утраты были микроскопические, почти не потребовались тонировки, это были едва заметные прикосновения кисти. А вот у Рянгиной было много утрат, особенно на полотне «Цех кирпичей». Зрители смогут рассмотреть восстановленную часть полотна, это его верхняя левая четверть по краю, где изображены трубы. Повезло, что лица и фигуры женщин остались в сохранности, иначе пришлось бы принимать более сложное реставрационное решение. А здесь была утрачена часть полотна, не влияющая на основной авторский замысел. Тонировка акварелью видна при детальном рассмотрении, а стоит отойти на расстояние просмотра, почти ничего не заметно.

Картины, написанные на «Магнезите» современным художником, можно увидеть в музее «Магнезит». До середины июня здесь работает выставка томской художницы Лукии Муриной «Урало-Кузбасс». Это очередная экспозиция в рамках проекта "Сатка: перекресток", посвященного 260-летию города. Свой художественный проект автор называет соединением искусства и промышленности.

Наталья Уфимцева, фото Виктора Чичиланова.

Источник Магнезитовец.