×
  • Итоги и перспективы развития программы Арт-резиденций 3-ей Уральской индустриальной биеннале

 Своим мнением об итогах работы Арт-резиденций 3-ей Уральской индустриальной биеннале поделилась куратор программы Женя Чайка.

1.      В 2015-м году программа Арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале впервые прошла на территории двух областей Уральского федерального округа: Свердловской (Первоуральск, Сысерть, Алапаевск, Нижний Тагил, Нижние Серги, Ревда, Ирбит, Верхняя Салда, Заречный) и Челябинской (Сатка, Касли).

2.      Для работы программы было задействовано 11 индустриальных площадок, 9 из которых являются действующими предприятиями, которые обеспечили доступ художникам для ознакомления со спецификой производства и осуществления художественных проектов.

3.      На трёх предприятиях удалось добиться плотного сотрудничества на стадии производства между художниками и работниками предприятия, результатом чего стали: производство по индивидуальному заказу и чертежам художника (Артинский завод сельскохозяйственной техники, проект Стефана Тиде, «Коса»), совместное участие в разработке объекта художников и работников завода (Сысертский фарфоровый завод, проект Baltensperger + Siepert, «DancingQueen»), организация индивидуальной мастерской на заводе для художника с предоставлением технического персонала, уникальных заводских материалов и оборудования (Якопо Мандич, «До последнего камня»). Именно это направление работы кажется наиболее продуктивным для дальнейшего развития темы резиденций в индустриальном регионе.

4.      Очень важное достижение программы – это установление связей между миром современного искусства и современной промышленности не только на уровне менеджмента, но и на уровне людей, создающих экономику этих миров, то есть художников и работников предприятий: именно на уровне этого личного контакта и происходит важная встреча с художественной инициативой и в процессе кросс-секторальной коммуникации достигается эффект взаимной валоризации деятельности субъектов разных отраслей.

5.      Ещё одна стратегия интегративной коммуникации, отработанная в рамках программы Арт-резиденций 2015-го года, – это прямое взаимодействие с социальной средой – жителями больших и малых индустриальных городов региона и даже деревень, которые оказались заброшенными, когда из них ушло производство. Подобное общение состоялось, например, в раках реализации проекта «Мастерская плаката», когда настоящая мастерская по изготовлению плаката была оборудована в тагильском трамвае, «Звуки Калача для горожан», когда внимание всего поезда, едущего по Алапаевской узкоколейной железной дороге, было приковано к проекту Хесуса Паломино. Также важно отметить, что в ходе совместной резиденции в городе Сатка, художники встретились с местной общественностью, результатом этой встречи стало решение скульптора Якопо Мандича устроить открытие скульптуры в городе Сатка в виде интерактивного действия с участием всех желающих жителей города. Хотя само открытие и то, как его интерактивность повлияет на принятие скульптуры городом ещё предстоит проанализировать, можно говорить о том, что эта классическая – по своей сути авагардная – стратегия, когда искусство «застаёт врасплох» по-прежнему является очень эффективной формой работы с местными сообществами.

6.      Программа Арт-резиденций в 2015-м году стала более международной, в ней приняли участие художники из девяти стран: Россия, Украина, Франция, Испания, Италия, Швейцария, Германия, США, Австрия. Такая интернациональная представленность и высокая степень заинтересованности иностранных партнёров в формате художественных резиденций позволяет говорить о перспективах развития программы на обменной основе, что может предполагать, в частности, организацию резиденций для российских художников в других странах.

7.      Интенсивность работы художников во время уральской резиденции оказалась столь высокой: за две недели художники посетили 11 городов/предприятий. Это позволило не только понять особенности жизни индустриального региона, но получить гораздо больше фактической и эстетической информации, чем можно использовать в сжатые сроки для реализации биеннального проекта. Это означает, что крупицы вдохновения, полученные на Урале, художники увезли с собой в родные города и страны и смогут использовать полученное знание контекста для дальнейшей работы. Не говоря уж о том, что только часть из предложенных художниками для реализации на месте идей удалось реализовать в рамках 3-ей Уральской индустриальной биеннале, многие наброски могут быть развиты до полноценных проектов.